Первые покрытые лаком предметы, произведенные в Японии, датируются 500–300 гг. до н. э. (период Дзёмон). Примеры же лакового декора на фарфоровых изделиях известны с начала фарфорового производства, т. е. с XVII в. Декоративное оформление фарфоровых ваз, поступивших на реставрацию в ВХНРЦ из частной коллекции, выполнено лаком уруси (urushi) в технике такамаки-э (takamaki-e). Эта техника подразумевает поэтапное выполнение работ. Сначала поверхность фарфорового изделия покрывают специальным грунтом, имеющим оттенок «саби» (в переводе с японского «цвет ржавчины»), им же создается рельефный рисунок.
Ваза с лаковыми резервами
Technique
фарфор, надглазурная полихромная роспись, декор лаком уруси, такамаки-е
Exhibition
0
Open in app#2
#3
После реставрации
#4
Затем поверх грунта многократно наносятся тонкие слои цветного лака (сока лакового дерева с пигментом) до достижения необходимой насыщенности цвета. Последний этап — роспись изделия золотым или серебряным порошком. Лак был нанесен на вазу, которая ранее уже была декорирована в многоцветной технике — какиэмон. Такой прием является традиционным для декорированных лаком фарфоровых предметов.
#8
Состояние сохранности
#9
Фарфоровая ваза с лаковым декором «уруси» поступила на реставрацию в мастерскую со значительными осыпями лакового слоя. Для работы был выбран ранее применяемый в мастерской метод укрепления на воско-канифольную мастику, который подразумевает постоянную возможность снова укрепить отреставрированные фрагменты в случае ослабления адгезии лакового слоя с основой.
#10
До реставрации
#11
Реставрация
#21
#12
На первом этапе были укреплены отстающие фрагменты лакового слоя на воско-канифольную мастику. Затем стало возможным приступить к очистке поверхности лакового декора и фарфорового тулова вазы.
#18
До и после реставрации
#14
Одновременно были удалены фрагменты грунта, обнажившегося в результате осыпи красочного слоя, и излишки мастики. Небольшие утраты лакового слоя были восполнены воско-канифольной мастикой, тонированной сухими пигментами, подобранными по принципу музейной тонировки — на полтона светлее.
#19
После реставрации
#16
Далее последовала реставрация фестончатого края фарфоровой части горловины. Были восполнены небольшие утраты, замастикованы сколы, после чего они были абразивно обработаны, затонированы и покрыты консервирующим составом. В завершение была восполнена золотая отводка по фестончатому краю.
#22
Реставрационный центр им. И.Э. Грабаря
read morehide
Ваза с лаковыми резервами
Technique
фарфор, надглазурная полихромная роспись, декор лаком уруси, такамаки-е
Exhibition
0
Point your smartphone camera to open in the app
Open in app
Share