Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

To see AR mode in action:

1. Install ARTEFACT app for iOS or Android;

2. Find the exhibition «»

3. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the exhibit;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Богоматерь Свенско-Печерская

Dimensions
52,9x44,9 cm
Technique
дерево, паволока, левкас, темпера
1
Open in app
#2
После смерти и прославления основателей Киево-Печерского монастыря Антония (ум. 1073) и Феодосия (ум. 1074) был создан образ, в котором эти святые предстоят Богоматери с Младенцем, сидящей на престоле. Образ этот получил название «Богоматерь Печерская» и был прославлен как чудотворный. В 1288 г. черниговский князь Роман Михайлович, находясь в г. Брянске, ослеп. Он упросил прислать ему икону из Киево-Печерского монастыря, чтобы получить исцеление. На обратном пути посланные князем люди заночевали на реке Свине близ Брянска. Утром, не обнаружив иконы, они нашли ее висящей на стволе дерева. Прибывший в то место князь Роман получил исцеление и дал обет построить монастырь, названный Свенским, а икона получила название Свенско-Печерской. 
#10
Общий вид до реставрации
#4
В настоящее время она хранится в собрании Третьяковской галереи. С нее выполнялось немало списков, один из которых находился в Нижегородском Печерском монастыре, основанном в 1328 г. выходцем из Киево-Печерской обители монахом Дионисием. Икона Богоматери с Младенцем на престоле была главной святыней монастыря. Представленная икона является, в свою очередь, списком с нижегородской, датируемым, по стилистическим особенностям, началом XIX в.
#11
Фрагмент. До реставрации
#12
В отличие от древнего образа, преп. Феодосий представлен без свитка и в старческом облике, а не средовеком. Особой деталью являются две свечи, стоящие на троне-престоле, что встречается как на древнейших памятниках, так и на поздних, хотя на чудотворном образе они отсутствуют. Икона вставлена в раму конца XVII в. с изображением Собора Киево-Печерских святых и образом нижегородских монастырей (кат. 14).
#5

Реставрация

#6
Укреплены красочный слой с левкасом. Удалена потемневшая олифа. Восполнены мелкие утраты красочного слоя и левкаса. Поверхность покрыта защитным слоем лака. Оборот завощен.
#13

Рама от иконы

#14
Основой композиции рамы является Собор Киево-Печерских святых, которые показаны как бы произрастающими из цветков, расположенных на стеблях древа (по иконографическому типу «Древо Иессево» или «Союзом любве связуеми апостоли»; интересно, что подобные изображения святых, окруженных лепестками цветков, встречаются в восточно-христианских росписях VIII в.).
#15
#16
В основании этого древа показан белокаменный монастырь с деревянной стеной. По сторонам монастыря предстоят прпп. Антоний и Феодосий — основатели Печерской обители в Киеве. Возможно, что иконописец имел в виду Киево-Печерский монастырь, однако образы, помещенные по центру вверху композиции, позволяют предположить в изображении Печерского монастыря не Киевский, а Нижегородский, основанный в 1328 г. монахом Дионисием, пострижеником Киевского.
#17
#18
Поясные изображения двенадцати апостолов, окружающих несущего Крест Христа, могут быть идейным символом храма, расположенного под кремлем, во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, упоминаемым в грамоте 1622 г., а также, вместе с Богоматерью, простирающей омофор, символом Вознесения.
#19
#20
Если образом Печерского монастыря является нижнее изображение, то образом двух нижегородских монастырей можно назвать верхние изображения. Если образом Печерского монастыря является нижнее изображение, то образом двух нижегородских монастырей можно назвать верхние изображения.
Так, в растительном обрамлении показан Христос, несущий Крест, что символизирует идейный замысел нижегородского Происхожденского монастыря, созданного в 1612 г. и стоявшего возле кремля. Образ Покрова Богоматери связан с Покровской церковью 1621 г., находившейся в Зачатьевском монастыре, основанном еще в 1370 г.Так, в растительном обрамлении показан Христос, несущий Крест, что символизирует идейный замысел нижегородского Происхожденского монастыря, созданного в 1612 г. и стоявшего возле кремля. Образ Покрова Богоматери связан с Покровской церковью 1621 г., находившейся в Зачатьевском монастыре, основанном еще в 1370 г.
#21
#22
Так Рама-икона стала образом нижегородских монастырей, связанных с древним Печерским во имя Вознесения Господня. Не исключено также, что композиция с изображением Киево-Печерских святых является повторением либо стенной росписи какого-либо из храмов, либо миниатюры, украшавшей рукопись. В настоящее время в опиленную с боковых сторон раму вставлена более поздняя икона «Богоматерь Свенско-Печерская». Рама была обнаружена в Троицкой церкви г. Балахна, куда, возможно, была отправлена из Нижнего Новгорода в XIX в.
#23

Реставрация

#24
Укреплена конструкция основы. Укреплены красочный слой с левкасом. Удалены потемневшая олифа и поздние записи. Восполнены мелкие утраты красочного слоя и левкаса. Поверхность покрыта защитным слоем лака. Оборот завощен.
#25
read morehide

Богоматерь Свенско-Печерская

Dimensions
52,9x44,9 cm
Technique
дерево, паволока, левкас, темпера
1
Point your smartphone camera to open in the app
Share
VkontakteOdnoklassnikiTelegram
Share on my website
Copy linkCopied
Copy
Open in app
To see AR mode in action:
  1. Install ARTEFACT app for 
  2. iOS or Android;
  3. Find and download the «Paintings in Details» exhibition
  4. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the painting;
  5. Watch what happens on your phone screen whilst you flip through the pictures.
 
We use Cookies
Cookies on the Artefact Website. We use cookies to ensure that we give you the best experience on our website. If you continue without changing your settings, we'll assume that you are happy to receive all cookies on the Artefact website. However, if you would like to, you can change your cookie settings at any time.
Подробнее об использованииСкрыть
Content is available only in Russian
%title%%type%