Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

To see AR mode in action:

1. Install ARTEFACT app for iOS or Android;

2. Find the exhibition «»

3. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the exhibit;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Ваза рубинового стекла

Dimensions
Высота 39,2 cm
Technique
Первая четверть XIX века
4
Open in app
#1
Ваза рубинового стекла
#2
Ваза рубинового стекла в форме кратера с изображением курильниц, гирлянд цветов, птиц изготовлена на Бахметьевском заводе — первой частной стекольной фабрике в России.

Завод основал отставной военный Алексей Бахметьев (1798–1861) в селе Никольско-Пестровка Пензенской губернии в 1764 году. Хотя фабрика сильно пострадала в ходе крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева, к началу XIX века она стала самым крупным в России частным стекольным заводом.
#3
Завод Бахметьева в начале ХХ века
#4
Предметы из стекла «золотой рубин» были атрибутами роскоши: производство таких изделий было трудоемким и дорогим, для достижения насыщенного рубинового оттенка в стеклянную массу добавляли соединения золота. В России такое стекло появилось в середине XVIII века благодаря Михаилу Ломоносову (1711–1765), который разработал множество видов цветной смальты (непрозрачного стекла) для мозаической мастерской Академии наук в Санкт-Петербурге.
#5
Икона «Бог Саваоф». Михаил Ломоносов. 1756–1757. Мозаика. Два столетия спустя из подобного рубинового стекла были сделаны знаменитые кремлевские звезды
#6
Форма и декор вазы вдохновлены искусством античности. Очертания предмета напоминают кратер — древнегреческий сосуд с широкой горловиной и на высокой ножке. В роспись также включен меандр — геометрический орнамент, характерный для искусства античной Греции. Причудливо переплетенные изображения цветов, птиц и декоративных ваз, заполняющие большую часть поверхности экспоната, называются гротесками — подобные росписи украшали стены древнеримских вилл.
#8
Ваза рубинового стекла (фрагмент)
#9

Состояние сохранности

#10
Общий вид до реставрации
#11
Экспонат был ранее реставрирован. При поступлении на реставрацию основание вазы было разбито на 70 мелких фрагментов. Часть фрагментов была склеена в три блока, другие поступили в виде отдельных осколков. Склейки были грубыми и неровными, по швам были видны многочисленные сколы и утраты стекла, местами — утраты элементов золотого орнамента. На боковых и верхней частях экспоната были существенные утраты.
#12
Фрагменты основания вазы при поступлении на реставрацию
#13
Такие сильные разрушения основания могли возникнуть из-за технологических недочетов, допущенных при производстве предмета: тулово вазы невероятно тяжелое, а сравнительно небольшой по площади постамент сделан из более тонкого стекла. Возможно, когда-то основание было раздавлено под весом тулова самой вазы. Затем постамент пытались реставрировать, но постепенно клей утратил свои свойства, и, вероятно, поэтому основание вновь не выдержало давления тулова и было раздавлено повторно.
#14

Реставрация

#15
После удаления следов предыдущей реставрации был проведен подбор фрагментов перед склейкой. Этот этап крайне важен: если склеить фрагменты в неправильной последовательности, поверхность вазы не будет ровной. Когда фрагменты были подобраны, стало очевидно наличие большого количества утрат, требующих восполнения.
#16
Постамент вазы в процессе реставрации после подбора фрагментов
#17
На восполненных фрагментах по аналогии с сохранившимися участками был воспроизведен золотой орнамент.

Учитывая опыт предшествующей реставрации, специалисты решили усилить нижнюю часть вазы вкладышем, в точности повторяющим внутреннюю форму постамента. Чтобы этот элемент смотрелся органично и не искажал облик предмета, не лишал постамент главного свойства стекла — прозрачности, вкладыш был изготовлен из абсолютно прозрачного эпоксидного состава, тонированного в цвет золотого рубина.
#18
Постамент вазы и вкладыш из эпоксидного состава
#19
Все элементы, соединяющие части вазы, — винты, шайбы и гайки — были очищены от продуктов коррозии. Чтобы стекло не повреждалось в местах соприкосновения с металлом, реставраторы изготовили амортизирующие силиконовые детали. Затем специалисты мастерской смонтировали тулово, ножку и постамент вазы с армирующим вкладышем.
#20
Общий вид после реставрации
read morehide

Ваза рубинового стекла

Dimensions
Высота 39,2 cm
Technique
Первая четверть XIX века
4
Point your smartphone camera to open in the app
Share
VkontakteOdnoklassnikiTelegram
Share on my website
Copy linkCopied
Copy
Open in app
To see AR mode in action:
  1. Install ARTEFACT app for 
  2. iOS or Android;
  3. Find and download the «Paintings in Details» exhibition
  4. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the painting;
  5. Watch what happens on your phone screen whilst you flip through the pictures.
 
We use Cookies
Cookies on the Artefact Website. We use cookies to ensure that we give you the best experience on our website. If you continue without changing your settings, we'll assume that you are happy to receive all cookies on the Artefact website. However, if you would like to, you can change your cookie settings at any time.
Подробнее об использованииСкрыть
Content is available only in Russian
%title%%type%