В ходе исследования были определены образцы живописных резервов на вазах — это картины голландского художника Филипса Ваувермана (1619–1668) «У таверны» (Инв. АГКГ КП-4176, Ф-45) и «Переход через реку» (Инв. АГКГ КП — 4177, Ф-46), из коллекции Государственного Эрмитажа. Первая из них перенесена на фарфор художником Императорского фарфорового завода А. П. Нестеровым, вторая картина не имеет подписи.
Ваза парная овоидной формы
Technique
фарфор; крытье надглазурное, надглазурная полихромная роспись, золочение, цировка, золоченая бронза
Exhibition
0
Open in app#3
#4
После реставрации
#5
В эпоху Николая I (1825–1855) на Императорском фарфоровом заводе были доведены до совершенства уже известные формы, приемы, старые и новые способы декорирования фарфора. Значительнейшим образом расширился ассортимент изделий завода, при этом мастерство владения материалом в середине XIX в. достигло высшей степени виртуозности: с одной стороны, изделия того периода поражают тонкостью и изощренностью работы, а с другой — масштабностью форм, ярким колоритом, богатым живописным декором. Исключительным качеством славится живопись и позолота этого времени, последняя облагорожена контрастами фактур (матовое и глянцевое золочение разного оттенка), рельефным золочением по мастике и тончайшими цировками.
#14
Реставрация
#15
Процесс демонтажа
#7
После демонтажа всех частей ваз, скрепленных с помощью внутреннего стержня и металлических дисков, была проведена их механическая и химическая очистки от загрязнений различного происхождения. Бронзовые и металлические части были переданы реставратору по металлу для их профессиональной реставрации.
#8
В процессе реставрации
#9
Для восполнения утраченных частей и фрагментов основания ручек в месте их крепления к тулову ваз были сняты силиконовые формы с аналогичных деталей, сохранившихся на обеих вазах. Восполнения были изготовлены методом отливки в форму из синтетической композиции на основе эпоксидной смолы с наполнителем. Важной частью работы стала тщательная проработка тонкого рельефа на восполненных фрагментах ручек. Самый большой утраченный фрагмент ручки был восстановлен Ю. С. Колосовой (для вазы Инв. АГКГ КП — 4177, Ф-46). Ручки обеих ваз хранились отдельно, поэтому определить принадлежность каждой из ручек к конкретному тулову удалось не сразу, а лишь на финальной стадии реставрации.
#10
В процессе реставрации
#11
Все реставрационные восполнения позолочены сусальным золотом, небольшие утраты на ручках и тулове вазы затонированы твореным золотом с последующим закреплением консервирующим лаком. Особая сложность восстановления золочения заключалась в задаче восстановить матовое и глянцевое золочение в соответствии с аналогом. Для ее решения был применен разработанный в мастерской ранее метод имитации цировок и матового золочения на фарфоре.
#16
После реставрации
#13
После монтажа крупных частей вазы четыре восполненные ручки приклеены на места крепления их с туловом с применением оптоволоконных армирующих стержней. Стыковочные швы замастикованы и позолочены сусальным золотом.
#17
Реставрационный центр им. И.Э. Грабаря
read morehide
Ваза парная овоидной формы
Technique
фарфор; крытье надглазурное, надглазурная полихромная роспись, золочение, цировка, золоченая бронза
Exhibition
0
Point your smartphone camera to open in the app
Open in app
Share