Двусторонняя хоругвь «Спас Нерукотворный» середины XVII в. — одна из трех сохранившихся строгановских хоругвей, шитых по одной основе «на обе стороны», т. е. без изнанки. Только представленная хоругвь шита не по шелку, а по хлопчатобумажному полотну. И это едва ли не единственная шитая хоругвь, сохранившая древнюю раму. Рама из просечного железа датируется началом XVIII в., но она составляет единый ансамбль с шитым изображением и композиционно и содержательно расширяет богословское содержание образа: резные ангелы держат плат со Спасом, а завершение рамы представляет Преображение Иисуса Христа (теофанию — божественное явление, сияние), которое, как и Нерукотворный образ, показывает божественную природу Христа.
1 / 2
Спас Нерукотворный
Technique
хлопчатобумажная ткань; шелковые, серебряные и золотные нити; двустороннее лицевое шитье по одной основе; просечное железо с полудой; чеканка
Collection
Exhibition
2
Open in app#4
#5
Оборотная сторона
#8
Шитье
#3
Ослаблены пятна неизвестного происхождения, пятна воска и ржавчины на каждой из сторон шитья. Проведена водная очистка шитья на вакуумном столе с устранением деформации и фиксацией первоначальных размеров по кальке. Сдублированы края хлопчатобумажной темно-синей ткани основы и шитой желтым шелком каймы с оборотной стороны на тонированный газ с укреплением дублировочной ткани по внешнему периметру пелены и внутреннему периметру каймы. Разрушенные шелковые нити каймы укреплены на дублировочную ткань точечным швом. Отстающие и ослабленные золотные нити укреплены иглой с нитью из тонированного газа швом «на проем». Проведено повсеместное укрепление хлопчатобумажной основы иглой и нитью из тонированного газа.
#6
До и после реставрации
#9
Металл
#10
Фрагмент после реставрации
#7
Устранена деформация рамы, проведена механическая очистка от загрязнений и коррозии, пайка разрывов со сведением трещин, тонировка и консервация. Проведено восполнение утраченных фрагментов рамы — фигуры ангела и элементов ажура — по сохранившимся на раме аналогиям методом гальванопластики. По завершении работ произведение было монтировано в раму.
#11
Общий вид. До и после реставрации
#12
Реставрационный центр им. И.Э. Грабаря
read morehide
Спас Нерукотворный
Technique
хлопчатобумажная ткань; шелковые, серебряные и золотные нити; двустороннее лицевое шитье по одной основе; просечное железо с полудой; чеканка
Collection
Exhibition
2
Point your smartphone camera to open in the app
Open in app
Share