Ухват — ручной инструмент для перемещения глиняных и чугунных горшков для еды, установки их в топку русской печи. Представляет собой металлическую рогатку, закреплённую на длинном черенке. Под каждый размер чугунка был свой ухват.
Когда роженицу необходимо было защитить от нечистой силы, ставили ухват рогами к печи и, выходя из избы, она брала этот ухват с собой в качестве посоха. Применение ухвата в свадебной обрядности подчеркивает роль в обряде домашнего очага, проявляющего охранительные свойства. Во время сватовства сваха, прежде чем спросить о невесте — «продажной телке», связывала вместе ухваты и дотрагивалась до печи. При снимании покрывала или открывании невесты наравне с другими предметами: кнутом дружки, сковородником, палкой, пирогами — использовался и ухват. В первый день после брачной ночи, когда молодые мылись в бане, гости должны были, вымазавшись сажей, надев «комичные костюмы», взяв с собой ухваты, помелья, кочерги, лопаты, ездить вокруг деревни, производя как можно больше шума. После возвращения молодых гости снова собирались в избе, где их угощали вином и блинами.
В похоронно-поминальном ритуале после выноса покойника, на то место, где он лежал, укладывали ухват, чтобы защитить дом от смерти.
Ухват — приспособление, с помощью которого ставили в печь и вынимали из нее чугунки, в которых варилась еда. Ухват представлял собой длинную деревянную палку с полукруглой металлической рогатиной на конце, за что ее иногда называли рогачом.
Кроме бытового назначения, ухват использовался и в обрядовых действиях. В родильной обрядности для облегчения трудных родов роженицу, наравне с другими действиями — обходом вокруг стола или избы, пролезанием через хомут, развязыванием всех узлов на поясах, платках, косах, раскрыванием дверей, ставней, сундуков, шкафов — заставляли перешагивать через ухват.
Когда роженицу необходимо было защитить от нечистой силы, ставили ухват рогами к печи и, выходя из избы, она брала этот ухват с собой в качестве посоха. Применение ухвата в свадебной обрядности подчеркивает роль в обряде домашнего очага, проявляющего охранительные свойства. Во время сватовства сваха, прежде чем спросить о невесте — «продажной телке», связывала вместе ухваты и дотрагивалась до печи. При снимании покрывала или открывании невесты наравне с другими предметами: кнутом дружки, сковородником, палкой, пирогами — использовался и ухват. В первый день после брачной ночи, когда молодые мылись в бане, гости должны были, вымазавшись сажей, надев «комичные костюмы», взяв с собой ухваты, помелья, кочерги, лопаты, ездить вокруг деревни, производя как можно больше шума. После возвращения молодых гости снова собирались в избе, где их угощали вином и блинами.
В похоронно-поминальном ритуале после выноса покойника, на то место, где он лежал, укладывали ухват, чтобы защитить дом от смерти.