В отличие от Рембрандта, отдававшего предпочтение широкому и выразительному стилю письма, его первый лейденский ученик Геррит Дау стал родоначальником «тонкой манеры живописи», в которой особое внимание уделялось изображению мельчайших живописных деталей. Одним из излюбленных приемов Дау было использование архитектурных ниш для создания между зрителем и изображением иллюзорного пространства.
#1
Геррит Дау
Торговка сельдью
#2
#3
Дау вдохновлялся традицией XVI века изображать торговцев
из «Ständebuch» («Уставной книги») Йоста Аммана 1568 года. У Аммана торговцы располагаются в арочных окнах на первом плане.
#6
Йост Амман. «Аптекарь», иллюстрация к «Уставной книге» 1568 года. 148×90 мм, Британский музей, Лондон
#4
Сцена перед нами включают старуху и мальчика, обсуждающих товары. Суровое выражение лица и нахмуренные брови женщины свидетельствуют о ее недовольстве тем, что находится в деревянной кадке. В ее руке поблескивает чешуей сельдь. Предметы, лежащие на подоконнике и висящие над ним — пучки моркови и лука, кочан капусты, чеснок, окорока, корзина с яйцами и весы — выписаны с большим вниманием к передаче деталировки.
#5
Картины со сходным сюжетом находятся в собраниях Пушкинского музея и Эрмитажа. Интересно, что картина из Лейденской коллекции тоже ранее находилась в России в собрании Екатерины II. Пройдя через несколько отечественных частных собраний, в начале XX века она попала в США.
#7
Геррит Дау. Торговка селедкой. Ок. 1650-55, дерево, масло, 31×23 см, ГМИИ им. А.С. Пушкина
#8
Геррит Дау. Торговка селедкой. Ок. 1670-75, дерево, масло, 41×30 см, Эрмитаж, Санкт-Петербург
#9
Геррит Дау. Лавка птичницы. 1679, дерево, масло, 58×46 см. Национальная Галерея, Лондон
read morehide
9
Point your smartphone camera to open in the app
Open in app
Share