Гжельская керамика, или просто Гжель, пользуется необычайно широкой популярностью у нас в стране и за ее пределами. По характерному цветовому сочетанию белого фона и синего узора, своеобразным приемам росписи и формам изделий эту керамику узнают повсюду.
Впервые Гжель упоминается в 1328 году в Духовной грамоте — завещании московского князя Ивана Калиты, оставлявшего своему старшему сыну земли, в том числе и Гжель. С тех пор она стала входить в состав дворцовых земель.
Этот край необычайно богат гончарными глинами, поэтому едва ли не все население окрестных деревень и сел занималось изготовлением посуды. Благодаря творческому характеру местных мастеров, постоянному поиску новых материалов, иных форм и выразительных средств в Гжели было создано четыре самостоятельных отрасли художественной керамики — майолика, полуфаянс, фаянс и фарфор. Работы местных гончаров стали настоящими произведениями искусства.
Изначально гжель была разноцветная.
Мода на кобальт пришла из Европы и Азии в ХIХ веке. Задавали тон голландские бело-синие изразцы и китайский фарфор.
«Примерила» эту краску гжель — да так бело-синей и осталась. Наносится узор черным кобальтом, а синь после обжига получается.
Гжельские мастера различают 20 оттенков синего.
Будет цвет светлее или темнее, все от них зависит, как они кистью мазок положат. Пигмент крайне капризен и при неправильном обжиге легко меняет окрас: темнеет, либо выгорает, становясь пепельно-серым. В керамике эпохи модерна это свойство кобальта нередко использовалось для создания особой приглушённой гаммы. Но мастера Гжели стараются избежать потери звонкой синевы, которая придаёт их изделиям сочный, «радостный» колорит.
«Гжель» — не просто посуда, это определённый пласт российской культуры, стиль, который теперь применяется в оформлении одежды, жилых и общественных интерьеров, даже автомобилей. Современные мастера стараются сохранить традиции уникального промысла и поддерживать высокие стандарты качества, заданные его основателями.
Впервые Гжель упоминается в 1328 году в Духовной грамоте — завещании московского князя Ивана Калиты, оставлявшего своему старшему сыну земли, в том числе и Гжель. С тех пор она стала входить в состав дворцовых земель.
Этот край необычайно богат гончарными глинами, поэтому едва ли не все население окрестных деревень и сел занималось изготовлением посуды. Благодаря творческому характеру местных мастеров, постоянному поиску новых материалов, иных форм и выразительных средств в Гжели было создано четыре самостоятельных отрасли художественной керамики — майолика, полуфаянс, фаянс и фарфор. Работы местных гончаров стали настоящими произведениями искусства.
Изначально гжель была разноцветная.
Мода на кобальт пришла из Европы и Азии в ХIХ веке. Задавали тон голландские бело-синие изразцы и китайский фарфор.
«Примерила» эту краску гжель — да так бело-синей и осталась. Наносится узор черным кобальтом, а синь после обжига получается.
Гжельские мастера различают 20 оттенков синего.
Будет цвет светлее или темнее, все от них зависит, как они кистью мазок положат. Пигмент крайне капризен и при неправильном обжиге легко меняет окрас: темнеет, либо выгорает, становясь пепельно-серым. В керамике эпохи модерна это свойство кобальта нередко использовалось для создания особой приглушённой гаммы. Но мастера Гжели стараются избежать потери звонкой синевы, которая придаёт их изделиям сочный, «радостный» колорит.
В гжельской росписи широко используются орнаментальные полосы, бордюры, выполненные с использованием тонких, широких, прямых и волнистых линий, точек, сеточек.
«Гжель» — не просто посуда, это определённый пласт российской культуры, стиль, который теперь применяется в оформлении одежды, жилых и общественных интерьеров, даже автомобилей. Современные мастера стараются сохранить традиции уникального промысла и поддерживать высокие стандарты качества, заданные его основателями.