Год рождения промысла «Кезер» — 1991-й. Созданию мастерской предшествовало длительное изучение Владиславом Хромовым —ее основателем и художественным руководителем, членом Союза художников России, скульптором, графиком и педагогом, древних традиций художественного ремесла кочевников Сибири. Простые по механике и «вечные» по своему содержанию, древние амулеты и обереги оказались очень созвучными и нашему стремительному времени. Мастер-кочевник при изготовлении утвари и предметов культа обходился самым обычным, подручным материалом.
Мастера работают с замечательным поделочным материалом — с алтайским кедром. Алтайский кедр обладает прочной однородной структурой и отличается приятным розовым оттенком. Древесина проста в обработке. Кедр обладает особым духом и воздействием, снимает напряжение, повышает иммунитет, способствует сохранению здоровья.
Образ Матери Земли — Умай-Эне — один из самых почитаемых среди тюркских народов. Богиня Умай выступала как высшее женское божество, которое покровительствовало всему тюркско-монгольскому народу.
Умай, Умайя, Ымай, Май — олицетворение материнства, мудрости, доброты. Её так и называют — добрая Умай, справедливая Умай, милосердная Умай. К имени «Умай» добавляется «Энэ» — мать.
Не имея возможности в кочевой жизни сложно и многоступенчато обрабатывать изделия, он уже в исходной форме природного материала (в щепке, обломке камня или кости животного) умел разглядеть многообразие образов и сюжетов. Слегка наметив ножом или краской детали, он открывал и другим подлинное содержание изделия.
Мастера работают с замечательным поделочным материалом — с алтайским кедром. Алтайский кедр обладает прочной однородной структурой и отличается приятным розовым оттенком. Древесина проста в обработке. Кедр обладает особым духом и воздействием, снимает напряжение, повышает иммунитет, способствует сохранению здоровья.
Образ Матери Земли — Умай-Эне — один из самых почитаемых среди тюркских народов. Богиня Умай выступала как высшее женское божество, которое покровительствовало всему тюркско-монгольскому народу.
Умай, Умайя, Ымай, Май — олицетворение материнства, мудрости, доброты. Её так и называют — добрая Умай, справедливая Умай, милосердная Умай. К имени «Умай» добавляется «Энэ» — мать.
Фигуры матери и дитя выполнены в традиции горно-алтайской кедровой щепы из одного кедрового бруска. Считается, что дети готовы отделиться от материнского древа и идти своим жизненным путем, но всегда их будет связывать с матерью прочная нить духовного родства. Недаром детки не приклеены к материнской фигурке, а связаны с нею шнурком.
Кумандинцы считают, что Умай-энэ бережет детей от болезней. Телеуты представляли Май-энэзи в виде молодой женщины с серебряными волосами, которая спускалась с небес по радуге и охраняла детей с помощью стрелы и золотого лука. Богиня является кульминацией древних образов и представлений о Матери всего сущего, ярким напоминанием нам, сегодняшним, о том, что все мы дети одной Матери.