#1
Джованни Франческо Барбьери, прозванный Гверчино
Святой Себастьян
#6
#5
Святой Себастьян — христианский святой и великомученик. Служил начальником преторианской стражи при Диоклетиане (III век); за приверженность христианству был пронзен стрелами. Считался защитником от чумы. Образ святого Себастьяна был одним из самых популярных в эпоху Ренессанса (не последнюю роль здесь играло то обстоятельство, что этот сюжет допускал изображение обнаженной натуры), а в искусстве XVII века он постепенно утрачивает героическое звучание, обретая новые черты. В его трактовку привносится оттенок интимности и внутренней просветленности, призванной вызвать чувство человеческого сострадания.
#7
Манера письма Джованни Гверчино
#8
Классицистическая манера Гверчино во многом сложилась под влиянием Гвидо Рени, однако, он сохранял свою неповторимую манеру письма, которой присуща большая свобода, мягкость трактовки формы и эмоциональная наполненность. Эти черты отличают большинство картин мастера позднего периода. В них вырабатывается совершенно новая для художника манера письма. Локальность цвета смягчается, художник теперь наносит краску достаточно тонким слоем по теплому красноватому подмалевку, который, таким образом, участвует в колористическом звучании целого, размывая контуры, окутывая формы теплой дымкой. Эти приемы прямо сказываются и на характере образа святого Себастьяна, лишенного возвышенного пафоса, присущего героям картин Гвидо Рени. Он подкупает своей простотой и в то же время чувством человеческого достоинства, помогающего преодолеть мучения, духовно возвысится над физическими страданиями.
#9
История картины
#10
Картина «Святой Себастьян» была исполнена, по всей видимости, в самом конце 1641 года, и это был последний год, когда художник проживал в своем родном Ченто. Не случайно на фоне композиции изображена расположенная в Ченто старинная крепость, которая присутствует в целом ряде произведений мастера. В следующем 1642 году, после смерти Гвидо Рени, Гверчино вместе с семьей своей сестры и братом Паоло Антонио Барбьери переехал в Болонью, став фактическим главой болонской школы живописи.
Полотно из собрания ГМИИ неоднократно упоминается в сочинениях XVII и XVIII веков, в том числе и рукописных, что не только свидетельствует о его известности, но и позволяет проследить историю произведения. Изначально исполненная по заказу доктора Никколо Лемми из Болоньи, картина во второй половине XVIII века принадлежала болонскому аббату Чезаре Таруффи. В конце XVIII — самом начале XIX века она продавалась на одном из парижских аукционов, затем поступила в собрание императрицы Жозефины во дворце Мальмезон, а в 1829 году была приобретена для Эрмитажа у ее дочери, герцогини де Сен-Лё. В 1862 году картина была передана в Московский публичный и Румянцевский музеи в Москве; с 1924 она находится в собрании ГМИИ им. А. С. Пушкина.
read morehide
Святой Себастьян
Dimensions
116x96 cm
Technique
Холст, масло
Collection
Exhibition
22
Point your smartphone camera to open in the app
Open in app
Share