Среди произведений русского народного искусства особое место занимает посуда, и главным образом деревянная. Традиции ее изготовления складывались на протяжении многих столетий. Наиболее архаичная форма русской деревянной посуды — долблено-резаная — отличалась лаконичностью, монументальностью и массивностью. В ее суровом, «холодном» облике как бы отражались основные черты русского характера: неторопливость, мужественность, хладнокровие, поэтичность, основательность.
Процесс изготовления долбленной деревянной посуды был изначально процессом творчества: деревенский мастер, как правило, очень тонко «чувствовал» дерево и при обработке его стремился к созданию не только практичной, но и красивой, изящной вещи, то есть как бы наделял его второй жизнью, вкладывая в работу частичку своей души. Древесину для работы заготавливали с октября по январь, когда приостанавливалось движение соков в стволе и уменьшалась опасность растрескивания. Заготовленные кряжи очищали от коры не полностью — на концах оставляли кольца шириной 20 — 25 см. Торцы замазывали специальной замазкой или закрашивали масляной краской. Кряжи выдерживали один-два года под навесом, а потом до полного высыхания в помещении при температуре 18 — 21 °С. В результате древесина высыхала до влажности 8 — 12%. Более влажная древесина резалась легче, но могла дать усушку и растрескаться. Слишком сухая древесина труднее резалась и часто скалывалась.
Для долблено-резаной работы пригодна древесина липы, осины, ольхи. Особенно хороша для этой цели липа, так как она очень пластична, однородна и легка в обработке. Осину обычно для большей мягкости перед резьбой запаривали в печи, а затем выдерживали в течение суток в сушильной камере. После просушки, если на торцах появлялись трещины, их опиливали. Древесину ольхи употребляли реже, так как в ней чаще встречались пороки, мешающие работе.
Эта ступа изготовлена в Голышмановском районе. Тулово у нее цилиндрическое, расширяющееся к горловине. Внутренняя часть выбрана примерно до половины тулова при помощи столярного инструмента. Борт гладкий, скошен внутрь. В нижней части тулова имеется основание в виде диска.
Процесс изготовления долбленной деревянной посуды был изначально процессом творчества: деревенский мастер, как правило, очень тонко «чувствовал» дерево и при обработке его стремился к созданию не только практичной, но и красивой, изящной вещи, то есть как бы наделял его второй жизнью, вкладывая в работу частичку своей души. Древесину для работы заготавливали с октября по январь, когда приостанавливалось движение соков в стволе и уменьшалась опасность растрескивания. Заготовленные кряжи очищали от коры не полностью — на концах оставляли кольца шириной 20 — 25 см. Торцы замазывали специальной замазкой или закрашивали масляной краской. Кряжи выдерживали один-два года под навесом, а потом до полного высыхания в помещении при температуре 18 — 21 °С. В результате древесина высыхала до влажности 8 — 12%. Более влажная древесина резалась легче, но могла дать усушку и растрескаться. Слишком сухая древесина труднее резалась и часто скалывалась.
Для долблено-резаной работы пригодна древесина липы, осины, ольхи. Особенно хороша для этой цели липа, так как она очень пластична, однородна и легка в обработке. Осину обычно для большей мягкости перед резьбой запаривали в печи, а затем выдерживали в течение суток в сушильной камере. После просушки, если на торцах появлялись трещины, их опиливали. Древесину ольхи употребляли реже, так как в ней чаще встречались пороки, мешающие работе.
Эта ступа изготовлена в Голышмановском районе. Тулово у нее цилиндрическое, расширяющееся к горловине. Внутренняя часть выбрана примерно до половины тулова при помощи столярного инструмента. Борт гладкий, скошен внутрь. В нижней части тулова имеется основание в виде диска.