Каждая крестьянская семья в старину имела «ткацкий стан». В прошлом мастерицы владели множеством приёмов и видов ткачества. На лето ткацкий стан убирали, так как было много работы в поле, а на зиму снова доставали и собирали. Работа на ткацком стане проходила следующим образом: ткачиха садилась на скамеечку перед первым «навоем», нажимала на подножку, соединённый с этой подножкой «нит» шёл вниз, увлекая за собой один из двух рядов «нитей основы». В образовавшийся «зев» прокидывался «челнок с уточной нитью». Затем женщина нажимала вторую подножку, происходило чередование нитей основы: верхние нити опускались вниз, нижние поднимались наверх. В образовавшийся «зев» пропускался челнок, а затем нити прибивались «бердом».
Бердо — это деталь в виде гребня, которой прибивают проложенную нить утка к опушке ткани. Число зубьев на единицу длины бёрда и число нитей, проходящих через просветы между зубьями, обусловливают плотность ткани по основе, а перемещение (отвод) ткани, приходящееся на одну уточную нить, определяет плотность ткани по утку.
А далее все зависело от умения и мастерства ткачихи. В руках умелицы челнок бегает туда-сюда, протягивая уток — нить и готовое полотно ровно накручивается на валики. Материалом для производства, к примеру, половиков на Урале являлись толстые нити, а чаще — нарезанные полосами кусочки тканей, всевозможные по расцветке и качеству. Из-за неоднородности расцветки и материала, половики получали свой эксклюзивный стиль, который знаком практически любому российскому человеку и традиционно ассоциируется с русско деревней. Наши бабушки с легкостью владели этим мастерством, превращая ненужные старые вещи в полосатые или узорчатые длинные половики. На протяжении многих веков ткачество играло важную роль в жизни крестьян.
Ткали женщины не только ткань из тонких нитей, годную на бельё, скатерти и полотенца, но и более грубую, которая шла на мешки и портянки.
Кроме гладкой холстины деревенские мастерицы выполняли и ткани с узором. Техника тканья при этом усложнялась. Материалом для ткачества служила пряжа, которую получали изо льна и конопли, а также из овечьей и козьей шерсти. Пряжу часто окрашивали домашним способом в разные цвета и тогда узорные ткани получались особенно нарядными.
Ткацкий станок в русской избе был необходимым орудием труда, и девочек с самого малолетства приучали к этой тяжелой, изнурительной работе. Более того, каждая девушка к замужеству должна была подготовить себе приданное — домотканое полотно, из которого шили одежду, простыни, полотенца, скатерти и другие необходимые в быту предметы.
Ткацкий станок состоит из деталей: становины, притужальник, катушки, ниченки, бердо и педаль.