Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

To see AR mode in action:

1. Install ARTEFACT app for iOS or Android;

2. Find the exhibition «»

3. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the exhibit;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Спас Смоленский с припадающими святыми

Dimensions
106,5x69,6 cm
Technique
дерево, паволока, левкас, темпера
0
Open in app
#2
Изображение Христа в рост, с раскрытым Евангелием и припадающим к Его ногам святыми принято называть «Спас Смоленский». Содержание текста Евангелия передает прощальную беседу Христа с учениками (Ин.15, 1–4). История возникновения этого иконографического типа связана с событиями русско-литовской войны 1512–1522 гг. В 1514 г. на праздник Происхождения честных древ Креста русское войско овладело занятым неприятелем Смоленском. В 1521 г. возникла новая опасность: подстрекаемый польским посланником хан Магмет-Гирей направился к стенам Кремля.
#14
До реставрации
#4
В Вознесенском монастыре Кремля находилась слепая инокиня, которой было видение, как собор московских святителей уходит из города через Фроловские ворота, и лишь после заступничества препп. Сергия Радонежского и Варлаама Хутынского святители возвращаются обратно. В тот же день пришло известие, что Магмет-Гирей, опустошивший московское княжество, ушел от стен Москвы. 
Позднее в нише стены Фроловской башни было выполнено изображение Христа с припадающими Сергием и Варламом и ангелами, несущими орудия Страстей. Башня стала называться Спасской, а образ Христа получил название «Спас Смоленский». Древнейшие иконы с таким изображением относятся к эпохе Ивана Грозного. Впоследствии припадающими к стопам Христа стали изображать и других святых. На представленной иконе показаны святители Афанасий и Кирилл Александрийские, и связано это со следующими обстоятельствами. Так на оборотной стороне иконы имеется надпись, заключенная в круг, диаметр которого равен 7 см: «Лета 7175 го (1667 г.) месяца августа в 26 день приложил сию икону к Николе на Корежму Феодор Зубов».На представленной иконе показаны святители Афанасий и Кирилл Александрийские, и связано это со следующими обстоятельствами. Так на оборотной стороне иконы имеется надпись, заключенная в круг, диаметр которого равен 7 см: «Лета 7175 го (1667 г.) месяца августа в 26 день приложил сию икону к Николе на Корежму Феодор Зубов».
#15
В процессе реставрации
#6
Федор Евтихиевич Зубов (ум. 1689 г.) — известный иконописец, царский знаменщик, после смерти Симона Ушакова — руководитель жалованных иконописцев Оружейной палаты.Родом с Урала, он начал писать иконы в Великом Устюге, до 1661 г. работал в Антониево-Сийском монастыре и в Сольвычегодске. С 1662 г. жил в Москве, работая в Оружейной палате. В 1665 г. в старом Николо-Коряжемском монастыре, расположенном недалеко от Сольвычегодска, епископ Вятский и Великопермский Александр, «своею казною» начинает строить каменный храм. Не исключено, что он обратился к Федору Зубову, заказав икону для украшения храма. При этом припадающими святыми изображаются святители Афанасий и Кирилл Александрийские, почитание которых было особенно распространено в окрестностях Сольвычегодска. В надписи, обведенной по кругу красным цветом (что встречается на строгановских иконах) отмечено, что Федор Зубов не написал, а «приложил сию икону» (т.е. пожертвовал) в Николо-Коряжемский монастырь. Таким образом, авторство этой иконы, выполненной в традиции мастеров Оружейной палаты, остается под вопросом.
#9

Реставрация 

#10
Удалена потемневшая олифа. Восполнены мелкие утраты красочного слоя и левкаса. Поверхность покрыта защитным слоем лака. Оборот завощен.
#16
read morehide

Спас Смоленский с припадающими святыми

Dimensions
106,5x69,6 cm
Technique
дерево, паволока, левкас, темпера
0
Point your smartphone camera to open in the app
Share
VkontakteOdnoklassnikiTelegram
Share on my website
Copy linkCopied
Copy
Open in app
To see AR mode in action:
  1. Install ARTEFACT app for 
  2. iOS or Android;
  3. Find and download the «Paintings in Details» exhibition
  4. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the painting;
  5. Watch what happens on your phone screen whilst you flip through the pictures.
 
We use Cookies
Cookies on the Artefact Website. We use cookies to ensure that we give you the best experience on our website. If you continue without changing your settings, we'll assume that you are happy to receive all cookies on the Artefact website. However, if you would like to, you can change your cookie settings at any time.
Подробнее об использованииСкрыть
Content is available only in Russian
%title%%type%