Изображение Христа в рост, с раскрытым Евангелием и припадающим к Его ногам святыми принято называть «Спас Смоленский». Содержание текста Евангелия передает прощальную беседу Христа с учениками (Ин.15, 1–4). История возникновения этого иконографического типа связана с событиями русско-литовской войны 1512–1522 гг. В 1514 г. на праздник Происхождения честных древ Креста русское войско овладело занятым неприятелем Смоленском. В 1521 г. возникла новая опасность: подстрекаемый польским посланником хан Магмет-Гирей направился к стенам Кремля.
1 / 3
Спас Смоленский с припадающими святыми
Dimensions
106,5x69,6 cm
Technique
дерево, паволока, левкас, темпера
Collection
Exhibition
0
Open in app#2
#14
До реставрации
#4
В Вознесенском монастыре Кремля находилась слепая инокиня, которой было видение, как собор московских святителей уходит из города через Фроловские ворота, и лишь после заступничества препп. Сергия Радонежского и Варлаама Хутынского святители возвращаются обратно. В тот же день пришло известие, что Магмет-Гирей, опустошивший московское княжество, ушел от стен Москвы.
Позднее в нише стены Фроловской башни было выполнено изображение Христа с припадающими Сергием и Варламом и ангелами, несущими орудия Страстей. Башня стала называться Спасской, а образ Христа получил название «Спас Смоленский». Древнейшие иконы с таким изображением относятся к эпохе Ивана Грозного. Впоследствии припадающими к стопам Христа стали изображать и других святых. На представленной иконе показаны святители Афанасий и Кирилл Александрийские, и связано это со следующими обстоятельствами. Так на оборотной стороне иконы имеется надпись, заключенная в круг, диаметр которого равен 7 см: «Лета 7175 го (1667 г.) месяца августа в 26 день приложил сию икону к Николе на Корежму Феодор Зубов».На представленной иконе показаны святители Афанасий и Кирилл Александрийские, и связано это со следующими обстоятельствами. Так на оборотной стороне иконы имеется надпись, заключенная в круг, диаметр которого равен 7 см: «Лета 7175 го (1667 г.) месяца августа в 26 день приложил сию икону к Николе на Корежму Феодор Зубов».
#15
В процессе реставрации
#6
Федор Евтихиевич Зубов (ум. 1689 г.) — известный иконописец, царский знаменщик, после смерти Симона Ушакова — руководитель жалованных иконописцев Оружейной палаты.Родом с Урала, он начал писать иконы в Великом Устюге, до 1661 г. работал в Антониево-Сийском монастыре и в Сольвычегодске. С 1662 г. жил в Москве, работая в Оружейной палате. В 1665 г. в старом Николо-Коряжемском монастыре, расположенном недалеко от Сольвычегодска, епископ Вятский и Великопермский Александр, «своею казною» начинает строить каменный храм. Не исключено, что он обратился к Федору Зубову, заказав икону для украшения храма. При этом припадающими святыми изображаются святители Афанасий и Кирилл Александрийские, почитание которых было особенно распространено в окрестностях Сольвычегодска. В надписи, обведенной по кругу красным цветом (что встречается на строгановских иконах) отмечено, что Федор Зубов не написал, а «приложил сию икону» (т.е. пожертвовал) в Николо-Коряжемский монастырь. Таким образом, авторство этой иконы, выполненной в традиции мастеров Оружейной палаты, остается под вопросом.
#9
Реставрация
#10
Удалена потемневшая олифа. Восполнены мелкие утраты красочного слоя и левкаса. Поверхность покрыта защитным слоем лака. Оборот завощен.
#16
Реставрационный центр им. И.Э. Грабаря
read morehide
Спас Смоленский с припадающими святыми
Dimensions
106,5x69,6 cm
Technique
дерево, паволока, левкас, темпера
Collection
Exhibition
0
Point your smartphone camera to open in the app
Open in app
Share