При поступлении икона была полностью покрыта потемневшей олифой, так что изображение почти не просматривалось. В процессе раскрытия авторской живописи вместе со сложной композицией открылись надписи, оказавшиеся необычными. Так, на верхнем поле, где может помещаться название образа, прочитывается текст: «СЫЙ В НЕДРЕХ ОТЧИХ» (Ин. 1:18). Толкование этих слов связывает содержание иконы с богословским суждением о единосущности триипостасного Божества и об определении Христа Сыном Божиим.
1 / 4
Деисус с припадающими святыми
Dimensions
108x86 cm
Technique
дерево, паволока, левкас, темпера
Exhibition
1
Open in app#2
#3
В процессе раскрытия живописи
#5
Действительно, в верхней части композиции показан Бог Отец, Которому предстоят ангельские чины. На лоне Бога Отца показан Дух святой в виде голубя. Ниже представлен Христос с раскрытым Евангелием, сидящий на орнаментированном престоле.
Христу предстоят ангелы и архангелы, а также Богоматерь и Иоанн Предтеча, ап. Иоанн Богослов и ап. Андрей Первозванный. На голове Богоматери изображен венец, что позволяет дать еще одно название композиции: «Предста царица одесную Мене» (Пс. 44).
#11
В процессе реставрации
#12
К ногам Христа припадают святые. По Его правую руку: Василий Великий, равноапостольный князь Владимир, целитель Козьма, Андрей Стратилат. По левую руку от Христа представлены святые жены: равноапостольная Мария Магдалина, мученицы Агафия и Ирина, преп. Мариамна.
#13
После реставрации
#14
Состав святых явно связан с именами членов семьи заказчика, о котором становится известно из текста надписи, открывшейся на нижнем поле: «ЛЕТА 1694 ГОДУ МЕСЯЦА ОКТОБРИЯ В … ДЕНЬ НАПИСАНА СИЯ СТАЯ ИКОНА ПО ОБЕЩАНИЮ ВЯТЧАНИНА КОЗМЫ ТРЯПИЦЫНА». Ниже этой надписи открылась еще одна, совсем мелкая и частично утраченная, возможно, называющая имя иконописца: «…суда …ва Никиты прозванием Кощеев». Стиль письма, связанный с манерой мастеров Оружейной палаты, позволяет предположить в мастере государева иконописца, хотя это имя в литературе не встречается.
#15
#7
Реставрация
#8
Укреплены красочный слой с левкасом. Удалены потемневшая олифа и запись, а также поздняя вставка и позднее золочение на нимбе. Восполнены мелкие утраты красочного слоя и левкаса. Поверхность покрыта защитным слоем лака. Оборот завощен.
#9
#16
Реставрационный центр им. И.Э. Грабаря
read morehide
Деисус с припадающими святыми
Dimensions
108x86 cm
Technique
дерево, паволока, левкас, темпера
Exhibition
1
Point your smartphone camera to open in the app
Open in app
Share