Елена Васильевна Семяшкина родилась в 1955 году в Коми АССР. Ее детство прошло на нижней Печоре в старинном селе Щельяюр, основанном ижемскими коми. Издавна коми-ижемцы занимались рыболовством, охотой, сельским хозяйством.
Проживая в контактной зоне с оленеводами-ненцами, ижемцы быстро сумели оценить перспективы и выгоду развития у себя этой специфической отрасли животноводства. В течение ХVIII—ХIХ веков при сохранении прежних занятий ведущей отраслью экономики ижемцев стало оленеводство.
Любой предмет кочевого быта доведен народным опытом до совершенства. Зимний костюм оленеводов коми впечатляет не обилием украшений, а добротностью. Основу его составляет закрытого типа одежда с капюшоном — малица. Она шьется мехом внутрь с глухим двойным капюшоном и свободными рукавами, к которым пришиты меховые рукавицы. Подол украшает широкая меховая кайма, обычно темного цвета. Поверх малицы часто надевается чехол — рубаха, сшитая из плотного шелка, саржи, поплина, атласа, альпака, шерсти или тонкого сукна. Детские малицы изготавливают из более легкого меха в два слоя: одним слоем внутрь, другим наружу.
Проживая в Щельяюре Семяшкина часто встречалась с оленеводами, общалась с ними. На Севере существовать в гармонии с природой — значит выжить. До конца ХХ века жители печорских деревень с удовольствием носили традиционные оленеводческие малицы и пимы. Много лет спустя Елена, ностальгируя по детству, создала скульптурную группу — женщина с ребенком в традиционной одежде коми-оленеводов.
Проживая в контактной зоне с оленеводами-ненцами, ижемцы быстро сумели оценить перспективы и выгоду развития у себя этой специфической отрасли животноводства. В течение ХVIII—ХIХ веков при сохранении прежних занятий ведущей отраслью экономики ижемцев стало оленеводство.
Оленеводы вели кочевой образ жизни. На зимовку пригоняли стада в тайгу, поближе к населенным пунктам. В начале апреля отправлялись на север, к побережью Северного ледовитого океана. В тундре оставались до ноября.
Любой предмет кочевого быта доведен народным опытом до совершенства. Зимний костюм оленеводов коми впечатляет не обилием украшений, а добротностью. Основу его составляет закрытого типа одежда с капюшоном — малица. Она шьется мехом внутрь с глухим двойным капюшоном и свободными рукавами, к которым пришиты меховые рукавицы. Подол украшает широкая меховая кайма, обычно темного цвета. Поверх малицы часто надевается чехол — рубаха, сшитая из плотного шелка, саржи, поплина, атласа, альпака, шерсти или тонкого сукна. Детские малицы изготавливают из более легкого меха в два слоя: одним слоем внутрь, другим наружу.
Зимняя обувь оленеводов ˗ пимы ˗ обычно длиной до паха. Специальными шнурками по бокам они крепятся к поясу, а под коленом подвязываются плетеными из цветной шерсти подвязками с кистями.
Пимы шьют исключительно из шкурок с ног оленей ˗ камуса ˗ меха наиболее мелкого, плотного и прочного. Для производства одной пары длинных пим требуется камус от четырех оленей. Вместо ниток используют оленьи сухожилия. Зимой в пимы вкладываются чулки — липты, липтича, сшитые мехом внутрь.
Пимы шьют исключительно из шкурок с ног оленей ˗ камуса ˗ меха наиболее мелкого, плотного и прочного. Для производства одной пары длинных пим требуется камус от четырех оленей. Вместо ниток используют оленьи сухожилия. Зимой в пимы вкладываются чулки — липты, липтича, сшитые мехом внутрь.
Проживая в Щельяюре Семяшкина часто встречалась с оленеводами, общалась с ними. На Севере существовать в гармонии с природой — значит выжить. До конца ХХ века жители печорских деревень с удовольствием носили традиционные оленеводческие малицы и пимы. Много лет спустя Елена, ностальгируя по детству, создала скульптурную группу — женщина с ребенком в традиционной одежде коми-оленеводов.