Скульптура, вместе с другой парной, в конце 1980-х годов была найдена на улице, около Крестовоздвиженской церкви города Вязники Владимирской области. Ее обнаружил директор музея А. С. Грибоедова «Хмелита» Виктор Кулаков, который увидел две позолоченные деревянные фигуры среди дров, лежащих неподалеку от храма.
1 / 2
#1
Скульптура
Ангел
#2
#3
Крестовоздвиженская церковь, Вязники
#4
Деревянная храмовая скульптура была популярна во многих регионах страны, несмотря на запрет Святейшего синода на ее использование. Во многом ее популярность была связана с влиянием западноевропейского изобразительного искусства: резные барочные иконостасы были распространены в церквях с петровских времен.
Скорее всего, скульптуры из музея-заповедника «Хмелита» были созданы именно для украшения иконостаса. На это указывают многочисленные отверстия на обороте скульптуры, вероятно, оставленные гвоздями и креплениями иконостаса.
#14
Фрагмент оборота скульптуры до реставрации
#6
Состояние сохранности
#7
Общий вид скульптуры до реставрации
#8
При поступлении на реставрацию скульптура была сильно повреждена. За более чем сто лет существования памятника деревянная основа дала усадку, в результате чего отслоился грунт с позолотой и красочным слоем. На поверхности скульптуры были многочисленные поновления и поздние записи.
#9
Фрагмент скульптуры до реставрации
#10
Реставрация
#11
Фигура неоднократно обновлялась и окрашивалась. При раскрытии авторского красочного слоя были обнаружены шесть слоев поздних записей бронзовой краской, имитирующих позолоту и скрывающих авторскую живопись.
#12
Фрагмент скульптуры в процессе реставрации после пробного раскрытия
#13
Участки грунта, ставшие подвижными в результате удаления слоев, были укреплены.
#15
Процесс укрепления грунта с позолотой с помощью термошпателя
#16
После укрепления грунта и живописи скульптуры было проведено половинное, а затем и полное раскрытие авторского красочного слоя.
#17
Фрагмент скульптуры в процессе реставрации. Срединное раскрытие
#18
В местах утрат авторского левкаса был подведен реставрационный грунт. Гвоздевые отверстия и следы жизнедеятельности жука-точильщика были замастикованы.
#19
Общий вид скульптуры после реставрации
read morehide
0
Point your smartphone camera to open in the app
Open in app
Share