Комод поступил на реставрацию из дома-музея актрисы Марии Ермоловой (подразделения Театрального музея имени Бахрушина).
1 / 2
Комод, инкрустированный вставками из кости
Dimensions
86 х 67 х 38 cm
Technique
дерево, столярная работа, фанеровка; кость, сквозная резьба, рельефная резьба
Collection
Exhibition
1
Open in app#1
Комод, инкрустированный вставками из кости
#2
#3
Особняк Марии Ермоловой. Москва, Тверской бульвар, 11
#4
Мария Николаевна Ермолова (1853–1928), по словам Константина Сергеевича Станиславского, величайшая из виденных им актеров, жила в особняке с 1889 года.
#5
Мария Ермолова в роли Евлампии в комедии А. Н. Островского «Невольницы». 1880-е.
Портрет Марии Ермоловой (фрагмент). Валентин Серов. 1905. Государственная Третьяковская галерея
#6
После ее смерти в 1928 году здание отдали под коммунальные квартиры и наследникам оставили только второй этаж дома. Десятилетия спустя, в 1970 году в особняке открылся дом-музей актрисы.
Костяные элементы сильно отличаются друг от друга, очевидно, это фрагменты декора разных предметов быта и интерьера.
Комод был изготовлен в конце XIX — начале XX века. Примечательно, что костяной декор был создан раньше, в первой половине XIX века. Неизвестно, когда был украшен комод: до приобретения его Ермоловой или после, по ее просьбе. По музейной легенде, мебель и другие предметы интерьера Ермолова покупала на распродажах.
Костяные элементы сильно отличаются друг от друга, очевидно, это фрагменты декора разных предметов быта и интерьера.
#7
Шкатулка (Россия, первая половина XIX века, Эрмитаж) и фрагмент костяного декора комода, составленный из аналогичных элементов
#8
Оформление замочной скважины сделано из костяной фишки — элемента популярной в XIX веке настольной игры.
#9
Фрагмент костяного декора комода; коробочка с фишками (Россия, вторая половина XVIII века, Эрмитаж); шкатулка с фишками (Россия, первая половина XIX века, Эрмитаж)
#10
Большая часть элементов сделана из цевки (кости крупного рогатого скота), а некоторые орнаментальные накладки — из моржового клыка.
#11
Состояние сохранности
#36
Общий вид до реставрации
#13
Комод был сильно загрязнен, столешница была покрыта стойким многослойным пылевым загрязнением. Шпон на столешнице вздулся, отставал от основы, местами растрескался и был утрачен.
#14
Столешница до реставрации
#15
На лицевой обкладке столешницы был заметен скол, левая обкладка была отломана. Были утрачены металлические замочные личинки.
#16
Фрагмент до реставрации
#17
Лаковый слой потемнел, в четырех местах были видны пробные удаления лака. Левая боковая профилированная часть поступила отдельно от комода.
Было утрачено почти 70% костяного декора. Сохранившиеся костяные накладки имели многочисленные фрагментарные утраты, пожелтели, были покрыты следами и затеками клея с лицевой стороны.
#18
Фрагмент костяного декора до реставрации
#19
Отдельные фрагменты композиционных элементов костяного декора (рамки и гирлянды в левой части верхнего и нижнего ящиков) были утрачены. Также была утрачена половина центральной овальной костяной вставки на столешнице.
#20
Костяная вставка на столешнице до реставрации
#21
Некоторые костяные детали отделились от основы и поступили отдельно от экспоната.
#22
Фрагменты костяного декора, отделившиеся от основы
#23
Предмет был ранее реставрирован: костяной декор был закреплен на деревянной основе клеем и покрыт темным лаком.
#24
Реставрационные работы
#25
Реставраторы очистили комод от поверхностных загрязнений и удалили поздний лак, старый клей и слой белой краски, нанесенный при более ранней любительской реставрации.
#26
Общий вид после демонтажа костяного декора и очистки экспоната
#27
Разрушенный шпон на столешнице был заменен по аналогии с авторским. Под костяной накладкой на лицевой стороне одного из ящиков сохранился фрагмент авторской тонировки, по аналогии с которым была тонирована поверхность экспоната.
По просьбе сотрудников Музея им. Бахрушина специалисты Центра имени Грабаря провели реконструкцию костяного декора комода.
#28
Костяная вставка на столешнице до и после реставрации
#29
Прежде всего, сохранившиеся резные эллементы были полностью демонтирован. Многие пластины держались за счет многослойных покрытий и поэтому при демонтаже распались на фрагменты.
#30
Фрагмент костяного декора до и после реставрации
#31
Стойкие загрязнения костяных деталей удалялись поэтапно механическим и химическим способами. Чтобы исправить деформации костяных пластин, реставраторы увлажняли элементы и помещали их под пресс между слоями фильтровальной бумаги.
#32
Фрагмент до и после реставрации
#33
Пластины, имевшие трещины и распавшиеся при демонтаже на фрагменты, были склеены. Утраченный эллементы костяного декора были восполнены по аналогии с авторскими.
#37
Общий вид после реставрации
#38
www.bolshoevoznesenie.ru; Уханова И. Н. Севернорусская резная кость XVII–XIX веков: каталог коллекции. СпБ, 2005
read morehide
Комод, инкрустированный вставками из кости
Dimensions
86 х 67 х 38 cm
Technique
дерево, столярная работа, фанеровка; кость, сквозная резьба, рельефная резьба
Collection
Exhibition
1
Point your smartphone camera to open in the app
Open in app
Share