Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

To see AR mode in action:

1. Install ARTEFACT app for iOS or Android;

2. Find the exhibition «»

3. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the exhibit;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Комод, инкрустированный вставками из кости

Dimensions
86 х 67 х 38 cm
Technique
дерево, столярная работа, фанеровка; кость, сквозная резьба, рельефная резьба
1
Open in app
#1
Комод, инкрустированный вставками из кости
#2
Комод поступил на реставрацию из дома-музея актрисы Марии Ермоловой (подразделения Театрального музея имени Бахрушина).
#3
Особняк Марии Ермоловой. Москва, Тверской бульвар, 11
#4
Мария Николаевна Ермолова (1853–1928), по словам Константина Сергеевича Станиславского, величайшая из виденных им актеров, жила в особняке с 1889 года.
#5
Мария Ермолова в роли Евлампии в комедии А. Н. Островского «Невольницы». 1880-е.
Портрет Марии Ермоловой (фрагмент). Валентин Серов. 1905. Государственная Третьяковская галерея
#6
После ее смерти в 1928 году здание отдали под коммунальные квартиры и наследникам оставили только второй этаж дома. Десятилетия спустя, в 1970 году в особняке открылся дом-музей актрисы.

Комод был изготовлен в конце XIX — начале XX века. Примечательно, что костяной декор был создан раньше, в первой половине XIX века. Неизвестно, когда был украшен комод: до приобретения его Ермоловой или после, по ее просьбе. По музейной легенде, мебель и другие предметы интерьера Ермолова покупала на распродажах. 

Костяные элементы сильно отличаются друг от друга, очевидно, это фрагменты декора разных предметов быта и интерьера.
#7
Шкатулка (Россия, первая половина XIX века, Эрмитаж) и фрагмент костяного декора комода, составленный из аналогичных элементов
#8
Оформление замочной скважины сделано из костяной фишки — элемента популярной в XIX веке настольной игры.
#9
Фрагмент костяного декора комода; коробочка с фишками (Россия, вторая половина XVIII века, Эрмитаж); шкатулка с фишками (Россия, первая половина XIX века, Эрмитаж)
#10
Большая часть элементов сделана из цевки (кости крупного рогатого скота), а некоторые орнаментальные накладки — из моржового клыка.
#11

Состояние сохранности

#36
Общий вид до реставрации
#13
Комод был сильно загрязнен, столешница была покрыта стойким многослойным пылевым загрязнением. Шпон на столешнице вздулся, отставал от основы, местами растрескался и был утрачен.
#14
Столешница до реставрации
#15
На лицевой обкладке столешницы был заметен скол, левая обкладка была отломана. Были утрачены металлические замочные личинки.
#16
Фрагмент до реставрации
#17
Лаковый слой потемнел, в четырех местах были видны пробные удаления лака. Левая боковая профилированная часть поступила отдельно от комода. 

Было утрачено почти 70% костяного декора. Сохранившиеся костяные накладки имели многочисленные фрагментарные утраты, пожелтели, были покрыты следами и затеками клея с лицевой стороны.
#18
Фрагмент костяного декора до реставрации
#19
Отдельные фрагменты композиционных элементов костяного декора (рамки и гирлянды в левой части верхнего и нижнего ящиков) были утрачены. Также была утрачена половина центральной овальной костяной вставки на столешнице.
#20
Костяная вставка на столешнице до реставрации
#21
Некоторые костяные детали отделились от основы и поступили отдельно от экспоната.
#22
Фрагменты костяного декора, отделившиеся от основы
#23
Предмет был ранее реставрирован: костяной декор был закреплен на деревянной основе клеем и покрыт темным лаком.
#24

Реставрационные работы

#25
Реставраторы очистили комод от поверхностных загрязнений и удалили поздний лак, старый клей и слой белой краски, нанесенный при более ранней любительской реставрации.
#26
Общий вид после демонтажа костяного декора и очистки экспоната
#27
Разрушенный шпон на столешнице был заменен по аналогии с авторским. Под костяной накладкой на лицевой стороне одного из ящиков сохранился фрагмент авторской тонировки, по аналогии с которым была тонирована поверхность экспоната.

По просьбе сотрудников Музея им. Бахрушина специалисты Центра имени Грабаря провели реконструкцию костяного декора комода.
#28
Костяная вставка на столешнице до и после реставрации
#29
Прежде всего, сохранившиеся резные эллементы были полностью демонтирован. Многие пластины держались за счет многослойных покрытий и поэтому при демонтаже распались на фрагменты.
#30
Фрагмент костяного декора до и после реставрации
#31
Стойкие загрязнения костяных деталей удалялись поэтапно механическим и химическим способами. Чтобы исправить деформации костяных пластин, реставраторы увлажняли элементы и помещали их под пресс между слоями фильтровальной бумаги.
#32
Фрагмент до и после реставрации
#33
Пластины, имевшие трещины и распавшиеся при демонтаже на фрагменты, были склеены. Утраченный эллементы костяного декора были восполнены по аналогии с авторскими.
#37
Общий вид после реставрации
#38
read morehide

Комод, инкрустированный вставками из кости

Dimensions
86 х 67 х 38 cm
Technique
дерево, столярная работа, фанеровка; кость, сквозная резьба, рельефная резьба
1
Point your smartphone camera to open in the app
Share
VkontakteOdnoklassnikiTelegram
Share on my website
Copy linkCopied
Copy
Open in app
To see AR mode in action:
  1. Install ARTEFACT app for 
  2. iOS or Android;
  3. Find and download the «Paintings in Details» exhibition
  4. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the painting;
  5. Watch what happens on your phone screen whilst you flip through the pictures.
 
We use Cookies
Cookies on the Artefact Website. We use cookies to ensure that we give you the best experience on our website. If you continue without changing your settings, we'll assume that you are happy to receive all cookies on the Artefact website. However, if you would like to, you can change your cookie settings at any time.
Подробнее об использованииСкрыть
Content is available only in Russian
%title%%type%