В процессе работы над комментариями к «Илиаде», перевод которой 20 с лишним лет осуществлял близкий друг Олениных Николай Иванович Гнедич, Алексей Николаевич Оленин подготовил и опубликовал в июне 1818 года обстоятельный труд о древнегреческих боевых «наголовьях», на основании чего в мастерской Академии художеств была изготовлена реконструкция полного вооружения древнегреческого воина.
Шлем античный бутафорский
Все, что я мог сделать для опыта, заключается в верном подражании полному древнему греческому вооружению, состоящему из двух шлемов, лат военного запона, щита, меча и копья бронзовых или медных, каковые были у греков до введения железа в общее употребление. Все сии вещи суть вернейшего подражания предметов, найденных в памятниках искусства древних.
Самое полное описание этих доспехов содержится в труде Оленина «Известие о старинном (персидском) блюде и о старинном азиатском шлеме, с неизвестными надписями» (1835 г.), в котором сообщается о том, что для изображения художниками предметов «во всей их точности» Оленин открыл этнографическое отделение музея Академии художеств, в котором было древнегреческое вооружение.
«Г<оспода> профессоры, художники, и питомцы Императорской академии художеств употребляют сии оружия моделями на место подлинных». Это подтверждается многочисленными произведениями живописи и скульптуры, запечатлевшими реконструированное Олениным вооружение на мифологических и исторических персонажах.
Два шлема, щит и меч из доспехов, изготовленных по эскизам А.Н. Оленина, сохранились в костюмерной института им. И.Е. Репина. В 1980 году они были переданы в музей «Приютино».
Теперь их можно видеть в экспозиции музея «Столовая».
Один из «наголовьев» представлен шлемом коринфского типа.
Его тулья череповидная, полностью закрывает лоб. Назатыльник прямой, слегка отогнутый назад.
Между передней частью шлема, прикрывающей лоб, и назатыльником — круглые вырезы для ушей, нащечники на петлях.
Шлем увенчан фигурой лежащего сфинкса; к голове и крестцу его прикреплен слегка изогнутый гребень, к которому крепится султан.
Лобная часть несколько выдвинута вперед и обрамлена узким невысоким валиком; такой же валик, делящий ее пополам по горизонтали, завершается на концах спиралеобразными завиткам, расположенными над вырезами для ушей.
В нижней половине лба, в центре — рельефное изображение головы Медузы Горгоны на полусферическом медальоне; по сторонам от Медузы — по три рельефные розетки. В верхней половине лба, в центре — рельефная пальметта; по сторонам от нее — перуны. Узкие промежутки между боковыми волютами носят явственные следы пайки от утраченных стержней для крепления страусиных перьев.
Хвост сфинкса завершается пальметтой, от которой к вырезам над ушами спускаются, плавно расходясь по сторонам, два валика, завивающиеся в спирали. Эти спирали сопрягаются с аналогичными спиралями, фланкирующими лобную часть. Двумя параллельно идущими валиками обрамлен и назатыльник.