Шкатулка-солонка в «русском стиле» изготовлена в виде трона с высокой спинкой, напоминающей избу. Поверхность солонки покрыта полихромным растительным орнаментом в технике перегородчатой эмали.
Солонка — неотъемлемый атрибут любого застолья. Правила использования солонок даже регламентировались императорским указом: во времена Петра I был издан указ, суть которого передает расхожая фраза: «Пальцами и яйцами в солонки не лазить!». Самым подходящим материалом для солонок были дерево и глина. В таких солонках соль долго не портилась и не отсыревала. Форма этого предмета могла быть выполнена в виде животного, бочонка, сундука, шахматной фигуры, и так далее. Дорогим вариантом были солонки из фарфора, стекла, драгоценных металлов. Часто на солонки наносили какие-либо фразы: «Хлеб ешь, правду режь» или «Хлеб соль кушай, добрых людей слушай». Подносные солонки, как и подносные блюда, дарились в связи с торжественными событиями. Например, молодым людям на свадьбу. Тогда на крышке солонки изображали петуха, который является символом плодородия и любви.
Серебряные солонки в виде стульчиков и тронных кресел — распространенные предметы столового серебра конца XIX века. Рубеж XIX — ХХ веков называют золотым веком русской эмали. В это время среди членов царской семьи и знати был популярен «русский стиль». Мастерам заказывали ювелирные изделия с ажурными полихромными эмалями и живописными сказочными сюжетами. Эмаль широко использовалась для оформления столового серебра и предметов быта, таких как ручки для тростей, портсигары. Большим поклонником серебряных изделий с эмалями был император Николай II. Декоративные эмали принесли мировую славу русским ювелирным предприятиям: фирмам Павла Овчинникова, Ивана Хлебникова, Федора Рюккерта, Братьев Грачевых и другим. Ювелирные вещи с эмалями чаще всего изготавливали по особым заказам и преподносили в качестве эксклюзивного подарка.
Техника изготовления перегородчатой эмали одна из самых сложных и трудоемких. Бывают перегородчатая, выемчатая и витражная эмали. В некоторых изделиях сочетали несколько техник. Чтобы декорировать предмет в технике эмали, на металлическую пластину наносили рисунок будущего изображения. По контуру рисунка напаивали скань или тонкие полоски металла, которые формировали ячейки. Они заполнялись эмалью разных цветов, затем изделие обжигали. Разные виды и цвета эмали требуют разную температуру обжига, которая колеблется в диапазоне от 700 до 900 градусов по Цельсию. После обжига порошок эмали сплавляется в цветной стекловидный слой. В результате получалось изображение с четким контурным рисунком из металлических линий.