В разных губерниях России XIX в. был широко распространен старинный обычай, согласно которому накануне или утром венчального дня жених присылал невесте подарки, в которые входил ларец или «женихова шкатулка» с душистым мылом, белилами, румянами, духами, гребнем, лентами, чулками, зеркалом, платочком, украшениям и принадлежностями для шитья (иголками, булавками, ножницами, наперстком).
У крестьян Заонежья поднесение шкатулки превращалось в настоящую игру. Невеста протягивала поднос, чтобы принять подарок, а родня жениха мешала ему поставить ларец на поднос. Это действие повторялось несколько раз. «Наконец, невеста получала шкатулку, но открыть ее не могла, так как она была закрыта на ключ. Родня невесты требовала показать подарки. Жених делал вид, что ключа у него нет, чтобы просили лучше. Жених посылал одного из своих дружек за ключом. Тот выходил на улицу, делая вид, что и в самом деле усердно ищет, возвращался и отдавал ключ. Жених пытался попасть ключом в замок, но невеста все время передвигала шкатулку и мешала открывать. Поезжане кричали: „Попадай!“. Родня невесты со своей стороны кричала: „Не попадет!“ Все гости смеялись. Наконец шкатулка открывалась. Жених притягивал к себе невесту через стол и целовал ее. Невеста или подголосница благодарила» (Кузнецова В.П., Логинов К. К. Русская свадьба Заонежья (конец XIX — начало XX в.) Петрозаводск, 2001. С. 208–209).
В богатом оформленном ларце мастер сумел соединить традиции северорусского косторезного искусства с элементами стиля рококо.
У крестьян Заонежья поднесение шкатулки превращалось в настоящую игру. Невеста протягивала поднос, чтобы принять подарок, а родня жениха мешала ему поставить ларец на поднос. Это действие повторялось несколько раз. «Наконец, невеста получала шкатулку, но открыть ее не могла, так как она была закрыта на ключ. Родня невесты требовала показать подарки. Жених делал вид, что ключа у него нет, чтобы просили лучше. Жених посылал одного из своих дружек за ключом. Тот выходил на улицу, делая вид, что и в самом деле усердно ищет, возвращался и отдавал ключ. Жених пытался попасть ключом в замок, но невеста все время передвигала шкатулку и мешала открывать. Поезжане кричали: „Попадай!“. Родня невесты со своей стороны кричала: „Не попадет!“ Все гости смеялись. Наконец шкатулка открывалась. Жених притягивал к себе невесту через стол и целовал ее. Невеста или подголосница благодарила» (Кузнецова В.П., Логинов К. К. Русская свадьба Заонежья (конец XIX — начало XX в.) Петрозаводск, 2001. С. 208–209).
В богатом оформленном ларце мастер сумел соединить традиции северорусского косторезного искусства с элементами стиля рококо.