Девичьи головные уборы, несмотря на то, что в разных регионах России отличались формой, материалом и декором, имели одну общую черту — это были повязки, венки или обручи, поддерживавшие и украшавшие волосы девушки. Они охватывали голову и оставляли непокрытой макушку, в то время как женские головные уборы полностью закрывали волосы. Традиция покрывания головы замужней женщиной уходит в далекое прошлое и связана с представлениями о магической силе волос. Девичьи головные уборы, несмотря на то, что в разных регионах России отличались формой, материалом и декором, имели одну общую черту — это были повязки, венки или обручи, поддерживавшие и украшавшие волосы девушки. Они охватывали голову и оставляли непокрытой макушку, в то время как женские головные уборы полностью закрывали волосы. Традиция покрывания головы замужней женщиной уходит в далекое прошлое и связана с представлениями о магической силе волос.
До замужества девушки часто носили повязку или почёлок — головной убор в виде широкой ленты, украшенной жемчугом, бисером, позументом, которая закреплялась двумя тесемочками на затылке. Достигая совершеннолетия, девушка украшала косу косником или лентой с бантом на конце в знак того, что ее можно сватать. Просватанная девушка повязку дополняла натёмником — небольшим кружком, прикрывающим макушку. А в Архангельской и Вологодской губерниях под повязку надевали длинный белый вязаный колпак, прикрывающий косу и всю голову. Это были переходные типы головного убора от девичьего к женскому.
Нарядный вариант девичьего головного убора — высокий, похожий на драгоценную сказочную корону, расшитый золотными нитями венец или головодец. На Русском Севере в XVIII — первой половине XIX в. девушка надевала его на особые праздники — весенне-летние гуляния или святочные игрища, а во второй половине XIX в. шла в нем «под венец».
Цена подобных уборов была очень высокой даже для зажиточных крестьян, поэтому их бережно хранили, передавая из поколения в поколение.