Одним из необычных экспонатов музея является «чеснок» или четырёхконечный шип, предназначавшийся для борьбы с вражеской кавалерией и позднее колёсной техникой.
История этого военного опасного и одновременно простого военного изобретения началась в далёком прошлом. Ударной силой средневековых армий, особенно у кочевых народов, являлась конница.
Особенностью «чеснока» было то, что при падении на землю один из шипов всегда смотрел вверх и, так сказать находился в боевой готовности. Массово и довольно быстро изготовить подобные шипы можно было в любой кузнице, вплоть до походной. Перед боевым применением чеснок рассыпали из мешков там, где ожидалось наступления вражеской конницы. Практически незаметные на земле шипы впивались в копыта коней, по сути выводя их из строя. Выздоровление и возвращение в строй лошади наступившей на чеснок было уже невозможно. Отступающее конное подразделение могло, рассыпав на пути своего отхода «чеснок» легко оторваться от преследования. В применении этого заграждения был и неудобный момент. Собрать разбросанные шипы было практически невозможно, и «засеянная» территория становилась опасной и для собственной конницы, то есть, к примеру, контратаковать остановленного противника было невозможно.
Неясно происхождение русского наименования «чеснока», есть версия, что оно как-то связано с частоколом. Вообще, в русской армии подобные шипы применялись массово ещё в годы Северной войны 1700–1721 гг. известен и тот факт, что в Русском государстве за самовольное изготовление «чеснока» полагалась смертная казнь. Связано такое суровое наказание с тем, что применять его могли лишь разбойники, уходившие от погони.
Поскольку кавалерия оставалась массовым родом войск и накануне Второй Мировой войны, дешёвое и эффективное средство борьбы с ней в виде четырёхконечного шипа не было забыто. Тем более старый, добрый «чеснок» очень хорошо пробивал и пневматические шины военных автомобилей.
Представленный в музее образец был найден во время строительных работ на станции Гнёздово, вместе с большим количеством подобных. Возможно, запас шипов хранился на военном складе, либо перевозился в разбитом эшелоне.
История этого военного опасного и одновременно простого военного изобретения началась в далёком прошлом. Ударной силой средневековых армий, особенно у кочевых народов, являлась конница.
В ходе войн и сражений постоянно возникали задачи, как прикрыть подход вражеской конницы к своим позициям, замедлить продвижение врага, либо оторваться от преследования. Достоверно не известно, кто именно первым начал изготавливать небольшие четырёхконечные шипы, которые можно было разбрасывать перед кавалерией противника.
Многие историки приписывают авторство монголам, которые в ходе своих завоеваний познакомили с этим изобретением соседей и противников, после чего «чеснок» распространился едва ли не по всей Евразии. Конструктивно, это крайне эффективное и по истине варварское средство борьбы с конницей, было предельно простым в изготовлении. Методом ковки изготавливался небольшой четырёхконечный крест с заострёнными концами — шипами. Затем эти концы попарно отгибались в противоположных направлениях, и образовывали своеобразную пирамиду.
Особенностью «чеснока» было то, что при падении на землю один из шипов всегда смотрел вверх и, так сказать находился в боевой готовности. Массово и довольно быстро изготовить подобные шипы можно было в любой кузнице, вплоть до походной. Перед боевым применением чеснок рассыпали из мешков там, где ожидалось наступления вражеской конницы. Практически незаметные на земле шипы впивались в копыта коней, по сути выводя их из строя. Выздоровление и возвращение в строй лошади наступившей на чеснок было уже невозможно. Отступающее конное подразделение могло, рассыпав на пути своего отхода «чеснок» легко оторваться от преследования. В применении этого заграждения был и неудобный момент. Собрать разбросанные шипы было практически невозможно, и «засеянная» территория становилась опасной и для собственной конницы, то есть, к примеру, контратаковать остановленного противника было невозможно.
Неясно происхождение русского наименования «чеснока», есть версия, что оно как-то связано с частоколом. Вообще, в русской армии подобные шипы применялись массово ещё в годы Северной войны 1700–1721 гг. известен и тот факт, что в Русском государстве за самовольное изготовление «чеснока» полагалась смертная казнь. Связано такое суровое наказание с тем, что применять его могли лишь разбойники, уходившие от погони.
Поскольку кавалерия оставалась массовым родом войск и накануне Второй Мировой войны, дешёвое и эффективное средство борьбы с ней в виде четырёхконечного шипа не было забыто. Тем более старый, добрый «чеснок» очень хорошо пробивал и пневматические шины военных автомобилей.
Появление же авиации позволяло разбрасывать шипа в тылу противника на транспортных коммуникациях, выводя из строя лошадей и колёса автотранспорта. Для СССР в 1930 годы вопрос борьбы с кавалерией противника стоял довольно остро, поскольку наиболее вероятным противником в это время считалась Польша, располагавшая многочисленными, хорошо подготовленными и боеспособными кавалерийскими подразделениями, являвшимися по выучке, едва ли не лучшими в Европе. Для применения в возможных боевых действиях были заготовлены запасы шипов изготовленных фабрично заводским способом с помощью ковки и штамповки в большом количестве.
Размеры «чеснока», произведённого для Красной Армии в 1930-е годы существенно отличались от средневековых образцов. Для надёжного пробития покрышек автомобилей длина заводских шипов составляла около 70 мм. Начавшаяся война показала ошибочность многих военных теорий.
О массовом применении регулярными войсками шипов ничего не известно. Кустарно изготовленный «чеснок» иногда применяли партизаны.
Представленный в музее образец был найден во время строительных работ на станции Гнёздово, вместе с большим количеством подобных. Возможно, запас шипов хранился на военном складе, либо перевозился в разбитом эшелоне.