Ранние картины Яна Ливенса отличаются яркой цветовой палитрой и контрастной светотенью. Эти элементы он заимствовал у утрехтских караваджистов, испытавших, в свою очередь, влияние Караваджо, итальянского мастера светотени.
1 / 2
#1
Ян Ливенс
Счетовод за столом
#2
#3
В этой работе, датированной примерно 1627 годом, Ливенс изобразил пожилого счетовода, сидящего за столом в окружении груды книг. Яркий свет озаряет героя, подчеркивая морщины на его лице и длинные серебряные пряди бороды. Счетовод мрачно смотрит на бумаги, лежащие перед ним, но в мыслях он, кажется, где-то далеко. Контраст между глубокими серыми тонами c правой стороны картины и теплым светом, исходящим слева, усиливает ощущение его усталости.
#4
Константин Хюйгенс (1596–1687), секретарь статхаудера Фредерика Генриха Оранского (1584–1647), посетивший Ливенса в Лейдене в 1628 году, описал его уникальную способность передавать различные состояния своих героев. Хотя подобные образы пожилых людей чаще всего представляли апостолов или евангелистов, документы с цифрами и пометками, разложенные на столе, а также буквы «LI» и цифра «4», видимые на первом плане, указывают на то, что старик работает со счетными книгами.
#5
Большой размер композиции, энергичное наложение красок, резко прочерченные линии в трактовке волос персонажа подтверждают слова Хюйгенса о том, что смелость Ливенса подтолкнула его к работе в крупном формате, что весьма отличает его от раннего Рембрандта.
#6
Ян Ливенс. Человек, затачивающий перо. Ок. 1627. Холст, масло, 127×107.5 см, Музей Вальраф-Рихартс, Кельн
#7
Ян Ливенс. Бородатый мужчина с книгой. Ок. 1626-27, черный мел, 166×134 мм. Ландесмузеум, Дармштадт
read morehide
3
Point your smartphone camera to open in the app
Open in app
Share