Гравюра «Родословие римских понтификов» изготовлена известным римским картографом и художником-гравером Джованни Мария Кассини (1745–1824). В 1808 году она была подарена папе Пию VII, понтификат которого пришелся на сложный период в истории Католической церкви. В символических образах, знаках и надписях Дж. Кассини зашифровал послание, призванное морально поддержать Пия VII в выпавших на его долю испытаниях.
Родословие римских понтификов
Dimensions
58,8x35,5 cm
Technique
бумага верже; гравюра на меди
Collection
Exhibition
1
Open in app#1
#2
«Родословие» римских пап открывается перечнем имен епископов Рима первых веков в истории Церкви, почитаемых праведниками и мучениками.
Имена нанесены на лепестки раскрывшегося бутона розы — символа христианства.
Четыре лепестка розы обрамляют медальон с изображением Христа и означают четыре христианские добродетели — благоразумие, мужество, справедливость, умеренность. Эти добродетели заповедовал Иисус Христос взращивать в себе своим ученикам и последователям.
Пять лепестков второго круга бутона розы символизируют пять ран Христа и те крестные страдания, которые он принял во искупление грехов человека. Второй круг лепестков скреплен с первым изображением апостола Петра, который, согласно учению Церкви, не только уподобился своему Учителю в добродетелях, но и претерпел за него гонения и смерть. Надписи на лепестках продолжают перечень имен епископов Рима, почитаемых праведниками и мучениками.
Восемь лепестков в третьем круге символизируют заповеди блаженства из Нагорной проповеди Иисуса Христа. Изображение Пия VII на месте девятой заповеди, гласящей: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать… ибо велика ваша награда на небесах…», — напоминает о выпавших на долю папы испытаниях, понтификат которого пришёлся на годы гонений на Церковь. Надписи на восьми лепестках продолжают перечень имен римских понтификов — предшественников Пия VII.
Пять лепестков второго круга бутона розы символизируют пять ран Христа и те крестные страдания, которые он принял во искупление грехов человека. Второй круг лепестков скреплен с первым изображением апостола Петра, который, согласно учению Церкви, не только уподобился своему Учителю в добродетелях, но и претерпел за него гонения и смерть. Надписи на лепестках продолжают перечень имен епископов Рима, почитаемых праведниками и мучениками.
Восемь лепестков в третьем круге символизируют заповеди блаженства из Нагорной проповеди Иисуса Христа. Изображение Пия VII на месте девятой заповеди, гласящей: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать… ибо велика ваша награда на небесах…», — напоминает о выпавших на долю папы испытаниях, понтификат которого пришёлся на годы гонений на Церковь. Надписи на восьми лепестках продолжают перечень имен римских понтификов — предшественников Пия VII.
Лист обрамления справа содержит цитату из ветхозаветной книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова: «Внемлите Мне, поросль благочестивая, и растите, как роза, издавайте благоухание…», которая выражает идею праведности правопреемников апостола Петра на епископской кафедре в Риме.
Лист обрамления слева содержит цитату из I-го Послания апостола Петра: «Вы род избранный, царственное священство, народ святый, … ныне помилованный». Она выражает идею священнического достоинства и полноты власти в Церкви правопреемников апостола Петра — предшественников папы Пия VII.
Медальон с Иисусом Христом представляет Спасителя с державой в руке и сложенной в благословляющем жесте другой рукой. Изображение транслирует идею о том, что источником священства в Церкви является Господь. Надпись «По чину Мельхиседека — Первосвященник на веки», обрамляющая медальон, напоминает о библейском «прообразе» Христа — Мельхиседеке, священнослужителе Всевышнего в Шалеме (Иерусалиме) во времена патриарха Авраама.
Изображение апостола Петра обрамляют слова из евангельского текста: «Ты — Петр, и на сем камне я создам Церковь мою», «Петр Камень, Тебе дам ключи Царствия Небесного. Паси овец моих». Эти слова Иисуса Христа об апостоле стали «краеугольным камнем» учения Церкви о Симоне-Петре как ученике Христа, неоднократно выделенном Спасителем, а также опирающихся на Священное Предание утверждений, что Петр был первым епископом Рима, от которого ведут свою «родословную» римские понтифики.
Надпись под портретом Пия VII гласит: «Пий VII Верховный Понтифик, избран 14 марта 1800». Пий VII был 251-м правопреемником апостола Петра на епископской кафедре в Риме. Его понтификат пришелся на 1800–1823 годы. Ниже содержится другая надпись: «Восьмой год понтификата». Она отсылает к событиям 1808 года, когда Наполеоном Бонапартом было ликвидировано Папское государство с последовавшим за этим пленением Пия VII, продлившимся до 1814 года.
Нераспустившийся бутон и опущенные вниз листья ветви розового куста обвивает лента с цитатой из ветхозаветной I-ой Книги Маккавейской: «Они не были от семени тех мужей, руке которых предоставлено спасение Израиля». Она символизирует тех римских пап, избрание и правление которых признано в Церкви противоречащим каноническому праву и этическим нормам. Перечень антипап открывает Новациан, занимавший епископскую кафедру в Риме в 251–258 годах.
Второй нераспустившийся бутон и опущенные вниз листья ветви розового куста обвивает лента с цитатой из I-ого Послания апостола Иоанна: «Они вышли от нас, но не были наши; ибо если бы они были наши, то остались бы с нами». На листьях продолжение списка антипап, насчитывающего 37 человек. Он заканчивается папой Феликсом V — епископом Рима в 1439–1449 годах.
Лист обрамления слева содержит цитату из I-го Послания апостола Петра: «Вы род избранный, царственное священство, народ святый, … ныне помилованный». Она выражает идею священнического достоинства и полноты власти в Церкви правопреемников апостола Петра — предшественников папы Пия VII.
Медальон с Иисусом Христом представляет Спасителя с державой в руке и сложенной в благословляющем жесте другой рукой. Изображение транслирует идею о том, что источником священства в Церкви является Господь. Надпись «По чину Мельхиседека — Первосвященник на веки», обрамляющая медальон, напоминает о библейском «прообразе» Христа — Мельхиседеке, священнослужителе Всевышнего в Шалеме (Иерусалиме) во времена патриарха Авраама.
Изображение апостола Петра обрамляют слова из евангельского текста: «Ты — Петр, и на сем камне я создам Церковь мою», «Петр Камень, Тебе дам ключи Царствия Небесного. Паси овец моих». Эти слова Иисуса Христа об апостоле стали «краеугольным камнем» учения Церкви о Симоне-Петре как ученике Христа, неоднократно выделенном Спасителем, а также опирающихся на Священное Предание утверждений, что Петр был первым епископом Рима, от которого ведут свою «родословную» римские понтифики.
Надпись под портретом Пия VII гласит: «Пий VII Верховный Понтифик, избран 14 марта 1800». Пий VII был 251-м правопреемником апостола Петра на епископской кафедре в Риме. Его понтификат пришелся на 1800–1823 годы. Ниже содержится другая надпись: «Восьмой год понтификата». Она отсылает к событиям 1808 года, когда Наполеоном Бонапартом было ликвидировано Папское государство с последовавшим за этим пленением Пия VII, продлившимся до 1814 года.
Нераспустившийся бутон и опущенные вниз листья ветви розового куста обвивает лента с цитатой из ветхозаветной I-ой Книги Маккавейской: «Они не были от семени тех мужей, руке которых предоставлено спасение Израиля». Она символизирует тех римских пап, избрание и правление которых признано в Церкви противоречащим каноническому праву и этическим нормам. Перечень антипап открывает Новациан, занимавший епископскую кафедру в Риме в 251–258 годах.
Второй нераспустившийся бутон и опущенные вниз листья ветви розового куста обвивает лента с цитатой из I-ого Послания апостола Иоанна: «Они вышли от нас, но не были наши; ибо если бы они были наши, то остались бы с нами». На листьях продолжение списка антипап, насчитывающего 37 человек. Он заканчивается папой Феликсом V — епископом Рима в 1439–1449 годах.
read morehide
Родословие римских понтификов
Dimensions
58,8x35,5 cm
Technique
бумага верже; гравюра на меди
Collection
Exhibition
1
Point your smartphone camera to open in the app
Open in app
Share