Вечером 28 февраля 1930 года Сергей Эйзенштейн и Григорий Александров вместе с кинокритиком Леоном Муссинаком, его женой Жанной и еще несколькими спутниками выехали из Парижа. Их маршрут проходил по местам сражений Первой мировой войны: Суассон — Реймс — Верден. Бои закончились всего 11 лет тому назад. Их следы всюду. Рано утром 1 марта путешественники осматривали руины средневековых церквей Суассона и отправились в соседний Реймс, который в 1914 году был захвачен немцами и 4 года оставался в зоне боевых действий. Предприимчивые торговцы продавали по всему городу сувениры — в том числе пули и патроны, собранные на полях сражений. Александров записывал в своем дневнике: «Масса вещичек на тему войны и религии. Открыток, альбомов, книг. Купил распятого на пулях и гильзах Христа, это действительно сувенир». Такой же сувенир купил и Эйзенштейн.
На нимбе Христа — тисненое изображение Реймсского собора в огне и надпись: REIMS MARTYRE (Реймс-мученик). На «постаменте» по окружности вытиснено: Нотр-Дам-де-Пари — Реймс — Сен-Жерве — Аррас. Ближе к нижнему краю — крест и надпись по-французски: «Позор тем, кто бомбит соборы».
Реймсский собор Богоматери, где короновались почти все французские короли, жемчужина готики XIII–XV веков, — один из первых в списке «соборов-мучеников». 19 сентября 1914-го снаряд попал в строительные леса (перед войной шла реставрация). От обрушения лесов разбились многие скульптуры, и начался пожар, уничтоживший кровлю. В 1930 году еще шло восстановление, но главный фасад уже отремонтировали.
Присмотревшись к фигурке Христа, замечаешь, что отсутствует фрагмент левой руки. Сувенир поломался? Но на кресте нет следов разошедшейся пайки. Объяснение приходит из архива публикаций. Среди памятных «открыток, альбомов, книг», которые продавались в Реймсе, — сонет «Les Blessés» («Раненые») на передовице газеты «Le Lion d’Arras» («Аррасский Лев») за 5 июня 1916 года. Стихи вписаны в изображение. Слева подпись художника (D. Raynaud?) и дата — 1915, под стихами подпись Louis Pasquine (Луи Паскин). Раненый солдат идет мимо придорожного Распятия, на горизонте руины ратуши или собора. Крест покалечен осколками. У Христа нет левой руки. Упавший терновый венец «перерастает» в колючую проволоку, обрамляющую текст. Назван и городок, у дороги к которому, вероятно, действительно стояло такое Распятие: Сен-Никола-лез-Аррас, сосед Арраса и ныне его пригород. Сувенир не сломан: его создатель наверняка знал стихи парижского поэта и художника, напечатанное в газете осажденного города.
В рабочем кабинете квартиры Эйзенштейна на Потылихе Распятие из гильз и пуль стояло на стеллаже. В кадре кинохроники, снятой там 11 февраля 1948 года, видно, что справа от Распятия сиряла не дошедшая до нас статуэтка святой Терезы из города Лизьё в Нормандии, куда Эйзенштейн тоже успел съездить. Слева — черноликая Мадонна из бельгийского Халле и статуэтка Христа из парижской базилики Сакре-Кёр.
На нимбе Христа — тисненое изображение Реймсского собора в огне и надпись: REIMS MARTYRE (Реймс-мученик). На «постаменте» по окружности вытиснено: Нотр-Дам-де-Пари — Реймс — Сен-Жерве — Аррас. Ближе к нижнему краю — крест и надпись по-французски: «Позор тем, кто бомбит соборы».
Реймсский собор Богоматери, где короновались почти все французские короли, жемчужина готики XIII–XV веков, — один из первых в списке «соборов-мучеников». 19 сентября 1914-го снаряд попал в строительные леса (перед войной шла реставрация). От обрушения лесов разбились многие скульптуры, и начался пожар, уничтоживший кровлю. В 1930 году еще шло восстановление, но главный фасад уже отремонтировали.
Присмотревшись к фигурке Христа, замечаешь, что отсутствует фрагмент левой руки. Сувенир поломался? Но на кресте нет следов разошедшейся пайки. Объяснение приходит из архива публикаций. Среди памятных «открыток, альбомов, книг», которые продавались в Реймсе, — сонет «Les Blessés» («Раненые») на передовице газеты «Le Lion d’Arras» («Аррасский Лев») за 5 июня 1916 года. Стихи вписаны в изображение. Слева подпись художника (D. Raynaud?) и дата — 1915, под стихами подпись Louis Pasquine (Луи Паскин). Раненый солдат идет мимо придорожного Распятия, на горизонте руины ратуши или собора. Крест покалечен осколками. У Христа нет левой руки. Упавший терновый венец «перерастает» в колючую проволоку, обрамляющую текст. Назван и городок, у дороги к которому, вероятно, действительно стояло такое Распятие: Сен-Никола-лез-Аррас, сосед Арраса и ныне его пригород. Сувенир не сломан: его создатель наверняка знал стихи парижского поэта и художника, напечатанное в газете осажденного города.
В рабочем кабинете квартиры Эйзенштейна на Потылихе Распятие из гильз и пуль стояло на стеллаже. В кадре кинохроники, снятой там 11 февраля 1948 года, видно, что справа от Распятия сиряла не дошедшая до нас статуэтка святой Терезы из города Лизьё в Нормандии, куда Эйзенштейн тоже успел съездить. Слева — черноликая Мадонна из бельгийского Халле и статуэтка Христа из парижской базилики Сакре-Кёр.