Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

To see AR mode in action:

1. Install ARTEFACT app for iOS or Android;

2. Find the exhibition «»

3. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the exhibit;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Распятие из гильз и пуль Первой мировой войны

Dimensions
50x20x5 cm
Technique
медные сплавы, олово, ручная работа
Collection
0
Open in app
#1
Распятие из гильз и пуль Первой мировой войны
#3
Вечером 28 февраля 1930 года Сергей Эйзенштейн и Григорий Александров вместе с кинокритиком Леоном Муссинаком, его женой Жанной и еще несколькими спутниками выехали из Парижа. Их маршрут проходил по местам сражений Первой мировой войны: Суассон — Реймс — Верден. Бои закончились всего 11 лет тому назад. Их следы всюду. Рано утром 1 марта путешественники осматривали руины средневековых церквей Суассона и отправились в соседний Реймс, который в 1914 году был захвачен немцами и 4 года оставался в зоне боевых действий. Предприимчивые торговцы продавали по всему городу сувениры — в том числе пули и патроны, собранные на полях сражений. Александров записывал в своем дневнике: «Масса вещичек на тему войны и религии. Открыток, альбомов, книг. Купил распятого на пулях и гильзах Христа, это действительно сувенир». Такой же сувенир купил и Эйзенштейн.
 
На нимбе Христа — тисненое изображение Реймсского собора в огне и надпись: REIMS MARTYRE (Реймс-мученик). На «постаменте» по окружности вытиснено: Нотр-Дам-де-Пари — Реймс — Сен-Жерве — Аррас. Ближе к нижнему краю — крест и надпись по-французски: «Позор тем, кто бомбит соборы».
 
Реймсский собор Богоматери, где короновались почти все французские короли, жемчужина готики XIII–XV веков, — один из первых в списке «соборов-мучеников». 19 сентября 1914-го снаряд попал в строительные леса (перед войной шла реставрация). От обрушения лесов разбились многие скульптуры, и начался пожар, уничтоживший кровлю. В 1930 году еще шло восстановление, но главный фасад уже отремонтировали.
 
Присмотревшись к фигурке Христа, замечаешь, что отсутствует фрагмент левой руки. Сувенир поломался? Но на кресте нет следов разошедшейся пайки. Объяснение приходит из архива публикаций. Среди памятных «открыток, альбомов, книг», которые продавались в Реймсе, — сонет «Les Blessés» («Раненые») на передовице газеты «Le Lion d’Arras» («Аррасский Лев») за 5 июня 1916 года. Стихи вписаны в изображение. Слева подпись художника (D. Raynaud?) и дата — 1915, под стихами подпись Louis Pasquine (Луи Паскин). Раненый солдат идет мимо придорожного Распятия, на горизонте руины ратуши или собора. Крест покалечен осколками. У Христа нет левой руки. Упавший терновый венец «перерастает» в колючую проволоку, обрамляющую текст. Назван и городок, у дороги к которому, вероятно, действительно стояло такое Распятие: Сен-Никола-лез-Аррас, сосед Арраса и ныне его пригород. Сувенир не сломан: его создатель наверняка знал стихи парижского поэта и художника, напечатанное в газете осажденного города.
 
В рабочем кабинете квартиры Эйзенштейна на Потылихе Распятие из гильз и пуль стояло на стеллаже. В кадре кинохроники, снятой там 11 февраля 1948 года, видно, что справа от Распятия сиряла не дошедшая до нас статуэтка святой Терезы из города Лизьё в Нормандии, куда Эйзенштейн тоже успел съездить. Слева — черноликая Мадонна из бельгийского Халле и статуэтка Христа из парижской базилики Сакре-Кёр.

#4
<div class="sketchfab-embed-wrapper"> <iframe title="Распятие из гильз и пуль Первой мировой войны" frameborder="0" allowfullscreen mozallowfullscreen="true" webkitallowfullscreen="true" allow="autoplay; fullscreen; xr-spatial-tracking" xr-spatial-tracking execution-while-out-of-viewport execution-while-not-rendered web-share src="https://sketchfab.com/models/66bb3cbf228042f2815951fe5eeeead8/embed?ui_theme=dark"> </iframe> <p style="font-size: 13px; font-weight: normal; margin: 5px; color: #4A4A4A;"> <a href="https://sketchfab.com/3d-models/66bb3cbf228042f2815951fe5eeeead8?utm_medium=embed&utm_campaign=share-popup&utm_content=66bb3cbf228042f2815951fe5eeeead8" target="_blank" style="font-weight: bold; color: #1CAAD9;"> Распятие из гильз и пуль Первой мировой войны </a> by <a href="https://sketchfab.com/museikino.ru?utm_medium=embed&utm_campaign=share-popup&utm_content=66bb3cbf228042f2815951fe5eeeead8" target="_blank" style="font-weight: bold; color: #1CAAD9;"> The State Central Film Museum | Музей Кино </a> on <a href="https://sketchfab.com?utm_medium=embed&utm_campaign=share-popup&utm_content=66bb3cbf228042f2815951fe5eeeead8" target="_blank" style="font-weight: bold; color: #1CAAD9;">Sketchfab</a></p></div>
read morehide

Распятие из гильз и пуль Первой мировой войны

Dimensions
50x20x5 cm
Technique
медные сплавы, олово, ручная работа
Collection
0
Point your smartphone camera to open in the app
Share
VkontakteOdnoklassnikiTelegram
Share on my website
Copy linkCopied
Copy
Open in app
To see AR mode in action:
  1. Install ARTEFACT app for 
  2. iOS or Android;
  3. Find and download the «Paintings in Details» exhibition
  4. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the painting;
  5. Watch what happens on your phone screen whilst you flip through the pictures.
 
We use Cookies
Cookies on the Artefact Website. We use cookies to ensure that we give you the best experience on our website. If you continue without changing your settings, we'll assume that you are happy to receive all cookies on the Artefact website. However, if you would like to, you can change your cookie settings at any time.
Подробнее об использованииСкрыть
Content is available only in Russian
%title%%type%