Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

To see AR mode in action:

1. Install ARTEFACT app for iOS or Android;

2. Find the exhibition «Honor of the Borodino Day»

3. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the exhibit;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Пожар Москвы

Dimensions
23,5x88,5 cm
Technique
Холст, масло
6
Open in app
#1
А. Ф. Смирнов (?)
Пожар Москвы
#33
Свой порох отдали солдаты;
Солому с кровли нес своей
Мужик; товар свой дал купец богатый,
Свои палаты каменные князь, —
И вот Москва отвсюду занялась.
Байрон. «Бронзовый век»
#3
Александр Филиппович Смирнов написал свой «Пожар Москвы» в возрасте 14 лет. О художнике известно не много: он родился в 1798 г., в семье придворного служителя, в 1806–1818 годах учился в Санкт-Петербургской Академии художеств, которую окончил «с аттестатом 1-й степени».
#22

«Какое страшное зрелище!»

#2
Наполеон со свитой в центре Кремлевской площади
В центре площади изображен император Наполеон в сопровождении свиты. Они растерянно вглядываются в огненную панораму знаменитого Московского пожара.
#4
Изображенная Смирновым ситуация может относиться только к 16 сентября 1812 года. В этот день пожар, постепенно усиливавшийся 14 и 15 сентября, достиг наибольших масштабов.
Утром 16-го Кремль стал представлять собою остров в центре огненного моря. Стремительный ветер, спровоцированный жестокостью пожара, во сто крат усилился и стал вести себя непредсказуемо. Из глубин пламени поднимался зловещий шум и, подобно волнам океана в сильную бурю, прокатывались от одного к другому раскаты непрерывного грома. Это было извержение Везувия, соединенное ни с чем не сравнимым величием ужасного спектакля.
Капитан 2-го полка пеших гренадеров гвардии Л. Ф. Фантэн дез Одоард
#21
Открытка начала XX века. С картины В. В. Верещагина «В Кремле — пожар!»
#20
Какое ужасное зрелище! Это они сами! Сколько дворцов! Какое необыкновенное решение! Что за люди! Это скифы!
Наполеон (по воспоминаниям Ф.П. де Сегюра)
#5
Неизвестный автор. Французы в Москве
Вскоре после 16 часов, когда пламя стало всерьез угрожать Кремлю, французский император покинул «царское место» и с трудом добрался до Петровского дворца.
#6
Мы подвигались по огненной земле, под огненным небом, меж двух огненных стен. Нестерпимый жар палил наши глаза, но нам нельзя даже было зажмуриться, так как опасность заставляла смотреть вперед. Дышать этим раскаленным воздухом было почти невозможно. Наши руки были опалены, потому что приходилось то защищать лицо от огня, то отбрасывать горящие головешки, ежеминутно падавшие на наши одежды.
Ф.П. де Сегюр 
#7

Архангельский собор

#8
Архангельский собор Московского Кремля художник изобразил с некоторым искажением пропорций и архитектурных деталей.
#9
Архангельский собор Московского Кремля. Фотография начала XX века
#23
В Архангельском соборе московского Кремля при Наполеоне расположились на постой офицеры и солдаты Старой гвардии, в алтаре для них устроили кухню. Драгоценные оклады икон сняли и частью разграбили, частью передали интендантской комиссии Великой армии. Позолоченные и посеребренные медные оклады, разобравшись, просто выбросили.
#24

Благовещенский собор

#10
Благовещенский собор художник расположил ближе к Архангельскому и тоже несколько исказил его пропорции.
#11
Благовещенский собор Московского Кремля. Фотография начала XX века
#12

В одном из приделов Благовещенского собора для переплавки золотых и серебряных окладов и предметов ризницы установили горн. В другом приделе устроили склад изделий из меха и кожи.
Доски больших икон пошли на устройство кроватей и столом. Небольшие иконы солдаты Великой армии просто сожгли в кострах, которые в первые дни разводили тут же, под соборными сводами.
#25

Порядок грабежа

#27
Из Московского Кремля должно было быть вывезено всё, что, по мнению Наполеона, составляло не только материальную, но и символическую ценность. 9 октября Наполеон продиктовал 23-й бюллетень Великой армии, где говорилось:
…знамёна, взятые русскими у турок во время разных войн, и многочисленные иные вещи, бывшие в Кремле, отправлены в Париж. Найдена Мадонна, украшенная бриллиантами, она также отправлена в Париж.
Наполеон
#16
Французские солдаты в соборе Московского Кремля. Открытка начала XX века.
#14
…собраны многочисленные драгоценные вещи в церквях Кремля, дабы в качестве трофеев отправить их в Париж, а также многочисленные слитки золота…
Чиновник интендантского ведомства Проспер
#17
Наполеон в соборе Московского Кремля. Открытка начала XX века
#15
Его Величество решил забрать из церкви Кремля серебряные полосы, которыми отделаны стены, также как и восхитительную люстру из массивного серебра.
Казначей Главной квартиры Великой армии Г.Ж.Р.Пейрюсс
#28

Колокольня Ивана Великого

#18
Колокольню Ивана Великого художник «поставил» почти вплотную к северо-восточному приделу Архангельского собора. 

Крест с этой колокольни французы попытались снять и увезти в качестве трофея. Но потерпели неудачу.
#19
Русский народ связывает обладание крестом Святого Ивана с сохранением столицы; Его Величество не считает себя обязанным обходиться с какими-либо церемониями с врагом, который не находит иного оружия, кроме огня и опустошения. Он приказал, чтобы крест с Ивана Великого был увезен, дабы быть водруженным на доме Инвалидов. Я отметил, что, в то время, как рабочие были заняты этой работой, огромная масса ворон носилась вокруг них, оглушая своим бесконечным карканьем.
Казначей Главной квартиры Великой армии Г.Ж.Р.Пейрюсс
#29
Рабочие не смогли снять крест с колокольни без потерь: он упал с высоты и сломался. Тут и выяснилось, что золотым он не был. В результате, сломанную реликвию бросили тут же, у стен колокольни. Здесь, в грудах мусора, крест с колокольни Ивана Великого обнаружили после освобождения Москвы русские жители.
#43
При Наполеоне в нижнем ярусе колокольни Ивана Великого размещалась канцелярия генерала Лористона и телеграф.
Перед выходом из Кремля французы по приказу Наполеона взорвали Ивановскую колокольню (а также Арсенал, стены и несколько башен). Разрушились верхняя половина старой Успенской звонницы, половина Филаретовской пристройки. Колокола упали на землю, многие разбились. Но основание здания осталось целым, но покосилось и в стене появилась огромная трещина. 
В 1814−1815 годах колокольню Ивана Великого отремонтировали, и это стало символом возрождение Первопрестольной. Современники говорили: «Слава Богу! Поставили главу на Москву!» 
#31

Пожар Замоскворечья

#32
Полыхает Замоскворечье, на реке горят барки с товарами
#30
В среду утром, поднялся ураган, и огонь начал свирепствовать с невероятной силой. В один час он разнесся в десять различных мест, так что все огромнее пространство, по ту сторону реки, превратилось в море пламени, волны которого бушевали в воздухе, разнося опустошение и ужас. Вся полоса воздуха над городом превратилась в огненную массу, которая изрыгала горящие головешки, и, вследствие расширения воздуха от теплоты, буря еще более усиливалась; никогда Господь Бог в гневе своем не являл людям зрелища ужаснее этого: огонь решительно повсюду, грабители преследуют своих жертв, а бежать некуда! Церкви горят и дома горят. Просто ад кипит и со всех сторон все рушится… Бревна горят и катаются по улицам, головни так и сыплются; листовое железо летит с крыш, жара такая, что не продохнешь, а мостовая раскалилась, жжет ноги. Колокольни в огне, колокола срываются, падают…
Инженер-капитан штаба 4-го армейского корпуса Великой армии Э.Лабом
#34
Открытка начала XX века. С картины В. В. Верещагина «Зарево Замоскворечья»
#35

Картина-загадка

#36
Картина А. Ф. Смирнова «Пожар Москвы» полна загадок.

Загадка № 1. 

Существует две очень похожие работы, с одинаковым названием, авторство которых приписывается А. Ф. Смирнову. Одна из них хранится в Бородинском военно-историческом музее-заповеднике, другая — в Музее-панораме «Бородинская битва». В Панораму работа попала из того же Бородинского музея-заповедника еще в 1960-е годы. Поэтому были даже сомнения в подлинности нашего экземпляра. Но теперь реставраторы центра им. Грабаря провели полноценное исследование и подтвердили: картина написана, без всяких сомнений, в первой четверти XIX века. Правда, авторство А. Ф. Смирнова пока с полной уверенностью подтвердить не удаётся.
Академию Смирнов закончил в 1818 году по классу портретистов. Из его работ хорошо известны портреты братьев Квашниных-Самариных (хранятся в Государственном историческом музее и Омском музее изобразительных искусств), портреты предводителей крестьянских отрядов самообороны Герасима Курина и Василисы Кожиной (хранятся в Государственном историческом музее).

#37
Загадка № 2. 

Согласно легенде, с которой картина была передана в собрание Музея-панорамы, А. Ф. Смирнов находился в Москве в 1812 году и картину написал по памяти, на следующий год после освобождения города.
В 1812 году Александру Смирнову было 14 лет, он уже 6-й год учился в Петербургской Академии художеств. Никаких документов о пребывании студента академии в Москве архивы не сохранили. Каким образом юный художник мог в ней оказаться — необъяснимо.
#38
Загадка № 3. 

Картина А. Ф. Смирнова очень похожа на две другие известные работы.
#39
АЙВАЗОВСКИЙ Иван Константинович (1817-1900) «Пожар Москвы 1812 года». 1851 г. Видоизмененная копия картины «Пожар Москвы в 1812 году». Вендрамини Ф. Первая треть XIX века.
Холст, масло.
Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль».
Одну из них написал в 1851 году знаменитый маринист Иван Константинович Айвазовский. Картина хранится в Государственном историко-культурном музее-заповеднике «Московский Кремль».
#40
Исследователи считают, что эту картину Иван Константинович написал на основе другой известной работы — гравюры Франца Вендрамини.
#41
Неизвестный гравер с оригинала Франца Вендрамини. «Пожар Москвы в 1812 году». Первая треть XIX века. Бумага, гравюра, акварель
Оригинал работы Ф.Вендрамини не известен, сохранились только копии. Но документы свидетельствуют, что в 1812 году итальянский художник точно был в Москве и пережил в ней все бедствия пожара.
#42
Может быть, А. Ф. Смирнов написал свою работу с оригинала, созданного действительным очевидцем пожара Ф.Вендрамини? Но что тогда стало основой для написания московских соборов и других зданий, которых на гравюре Вендрамини нет?

Загадки знаменитой картины А. Ф. Смирнова «Пожар Москвы» остаются пока нераскрытыми…
#44
read morehide

Пожар Москвы

Dimensions
23,5x88,5 cm
Technique
Холст, масло
6
Point your smartphone camera to open in the app
Share
VkontakteOdnoklassnikiTelegram
Share on my website
Copy linkCopied
Copy
Open in app
To see AR mode in action:
  1. Install ARTEFACT app for 
  2. iOS or Android;
  3. Find and download the «Paintings in Details» exhibition
  4. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the painting;
  5. Watch what happens on your phone screen whilst you flip through the pictures.
 
We use Cookies
Cookies on the Artefact Website. We use cookies to ensure that we give you the best experience on our website. If you continue without changing your settings, we'll assume that you are happy to receive all cookies on the Artefact website. However, if you would like to, you can change your cookie settings at any time.
Подробнее об использованииСкрыть
Content is available only in Russian
%title%%type%