Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

To see AR mode in action:

1. Install ARTEFACT app for iOS or Android;

2. Find the exhibition «»

3. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the exhibit;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Мерка от пурки Исаева

Dimensions
23x10x10 cm
Technique
латунь, заводское производство
0
Open in app
#2
Пуркой принято называть специальные весы для определения натуры зерна. Под натурой понимается вес (масса) определенного объема семян. Это один из основных показателей качества зерна: чем выше натура зерна, тем больше оно ценится.


В Российской империи для определения качества зерна практиковали непосредственное взвешивание его четверти (209,9 л). Однако, такой объем был слишком велик, а потому результаты взвешивания отличались ненадежностью. Поэтому со временем вес четверти был заменён другой мерой — четвериком (26,24 л). В 1883 году Технический совет главного интендантского управления утвердил пурку (устройство для определения натуры зерна), состоящую из мерки ёмкостью 1 четверик, над которой крепилась воронка, снабжённая у выходного отверстия задвижкой. Исследуемое зерно пересыпалось из воронки в мерку без толчков, после чего зерно в мерке подлежало взвешиванию.


В 1880-х годах хлеботорговец Исаев разработал собственную модель пурки, где объёмный вес определялся долей зерна в 1/32 четверика. Пурка состояла из весов, гирь, цилиндрической мерки и воронки с откидным дном.


В процессе определения натуры зерна продукт насыпали в воронку, затем нажатием открывали створки дна, и зерно падало в мерку. Для удобства пурки данного типа комплектовались условными гирями, позволяющими определять объемный вес без умножения на соответствующий коэффициент. Благодаря высокой точности измерений пурка Исаева получила широкое распространение на всей территории страны и оставалась популярной на протяжении полувека.


С введением метрической системы качество зерна стали измерять с определением веса 1 литра в граммах. Для этого использовались пурки с мерками на 1 и 20 литров. Перед началом работы проверяли равновесие весов. Для этого на один конец коромысла подвешивали чашку, а на другой — мерку с вложенным в неё падающим грузом. Если весы приходили в равновесие, то приступали непосредственно к взвешиванию. На крышке ящика устанавливали мерку, в щель мерки вставляли нож, на который помещали падающий груз. На мерку надевали полнитель. В стакан с воронкой насыпали зерно, опрокидывали в наполнитель воронкой вниз, затем удаляли стакан и быстро вынимали нож из щели. Таким образом, в мерку падал груз, который вытеснял воздух через отверстия на дне мерки, вслед за грузом мерку наполняло зерно. После этого вновь осторожно вставляли нож в щель, опрокидывая мерку с наполнителем для удаления излишка зерна. Затем наполнитель снимали с мерки и снова опрокидывали её для удаления зерен, оставшихся поверх ножа. Нож вынимали из щели, мерку с зерном подвешивали к плечу коромысла и взвешивали с точностью до 0,5 грамма. 


Незаполненная мерка с падающим грузом по весу была равна чашке для гирь, поэтому вес гирь, уравновешивающих мерку с зерном, показывает вес 1 литра продукта. Процедуру осуществляли дважды. При определении натуры одной и той же партии зерна брали средний показатель из двух.


В 1842 г. в Санкт-Петербурге открыл свое заведениеВоткей Карл Осипович.Заведение находилось на Офицерской ул., в доме № 32/2. Заведение изготавливало бинокли, зрительные трубы и другие оптические инструменты. В 1849 г. Воткей принял участие в Санкт-Петербургской выставке Российских мануфактурных изделий, им были представлены телескопы и зрительные трубки «очень тщательной работы и щеголеватой отделки» очень высоко оцененные экспертами:
#6

Театральные зрительные трубки и большая ахроматическая труба, выставленная иностранцем Воткей, по справедливости должны быть причислены к лучшим оптическим приборам, находившимся на выставке.

#5

К 1870 г. на фабрике Воткея работало 50 человек рабочих, в течение года изготавливалось до 500 оптических инструментов на сумму до 60 тыс. рублей. На Всероссийской выставке мануфактурных изделий 1870 г. в Санкт-Петербурге фирмой были представлены: бинокли театральные, телескоп и морские бинокли. К этому времени фабрика оптика Воткея получила большую известность в России благодаря изготовляемым ею биноклям, зрительным трубам и другим инструментам. Когда в 80-х гг. было решено снабдить пехоту, кавалерию и артиллерию биноклями, К. Воткей обратился в Военное министерство с просьбой заказать бинокли на его фабрике. В прошении он писал:

#4

Имея в Санкт-Петербурге единственную фабрику во всей России биноклей, зрительных труб и телескопов, я осмеливаюсь просить о заказе биноклей на моей фабрике, изготовляемых русскими мастерами и которые будут не хуже предлагаемых заграничными мастерами и обойдутся по такой же цене». После испытания биноклей Воткея на Главном артиллерийском полигоне «оказалось, что начиная с самых незначительных расстояний и до 2000 саженей бинокль г. Воткея, не только не уступает в ясности изображения биноклю Ратеновской фабрики (Германия), но даже несколько превосходит его.

#3

В 1882 г. Карл Воткей участвовал во Всероссийской выставке в Москве, он представил: бинокли, зрительные трубы, лоты, компасы, психрометр, чашки медные, объективы, окуляры. В это время на фабрике было рабочих 60 человек. Годовое производство составляло 100 тыс. рублей. Участие в выставке было весьма успешным. По итогам выставки Карл Воткей был награжден золотой медалью «за изготовление биноклей и зрительных труб отличного качества». Изготовленные им подзорные трубы для личного употребления Государя Императора доставили фирме звание поставщика Высочайшего Двора. После смерти К. Воткея во главе фирмы стала его вдова Воткей Леонтина-Шарлотта-Мария. Фирма продолжила свою деятельность под тем же названием — «К. Воткей». В дальнейшем владельцем фирмы стал Циммер Николай Павлович. 


Продолжали выпускаться: физические, оптические, геодезические, чертежные, измерительные и др., приборы для исследований хлебных продуктов. Изготавливалось большое количество инструментов для Гидрографического департамента. Только в 1907 г. ему было поставлено 1009 инструментов: биноклей, зрительных труб, искусственных горизонтов, анероидов, термометров, чертежных и других инструментов. Но постепенно фирма стала приходить в упадок. Так в 1909 г. количество рабочих сократилось до 35 человек, а годовое производство до 50 тыс. руб.
Фирма прекратила свое существование после революции 1917 г.

Посмотреть в Госкаталоге
read morehide

Мерка от пурки Исаева

Dimensions
23x10x10 cm
Technique
латунь, заводское производство
0
Point your smartphone camera to open in the app
Share
VkontakteOdnoklassnikiTelegram
Share on my website
Copy linkCopied
Copy
Open in app
To see AR mode in action:
  1. Install ARTEFACT app for 
  2. iOS or Android;
  3. Find and download the «Paintings in Details» exhibition
  4. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the painting;
  5. Watch what happens on your phone screen whilst you flip through the pictures.
 
We use Cookies
Cookies on the Artefact Website. We use cookies to ensure that we give you the best experience on our website. If you continue without changing your settings, we'll assume that you are happy to receive all cookies on the Artefact website. However, if you would like to, you can change your cookie settings at any time.
Подробнее об использованииСкрыть
Content is available only in Russian
%title%%type%