Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

To see AR mode in action:

1. Install ARTEFACT app for iOS or Android;

2. Find the exhibition «»

3. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the exhibit;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Портрет мальчика

Dimensions
125,5x70,5 cm
Technique
Холст, масло
5
Open in app
#1
Франсуа Фламенг
Портрет мальчика
#2
«Портрет мальчика» из собрания Вятского художественного музея написан Франсуа Фламенгом в Москве в 1893, тогда же, когда этим же художником был выполнен и портрет Веры Андреевны Харитоненко (1859 — 1923), жены известного сахарозаводчика и мецената, председателя «Общества друзей Румянцевского музея» Павла Ивановича Харитоненко (1853 — 1914). В это время Фламенг работал над плафоном гостиной их дома на Софийской набережной, построенного в 1893.

Известно, что у Харитоненко были две дочери, сын Глеб (1889 — между 1893 и 1899), который, скорее всего, и изображён на портрете, и второй сын Иван (1893-1926/27).
#4
Портрет Веры Андреевны Харитоненко. 1893. 
Дерево, масло. 45×36 см. Государственный Эрмитаж.
В «Портрете Веры Андреевны» и «Портрете мальчика» заметны сходные композиционные приёмы, которые отличают их от парадных женских портретов, написанных Фламенгом в 1894 — 1896. Например, точка зрения выбрана сверху, перспектива пола вывернута на зрителя. Фоном для фигур служит стена, отделанная в нижней части декоративной панелью.
#3
Женщина написана в кресле, а фигура мальчика изображена во весь рост. Он одет в чёрный костюм с матросским воротником, популярным в то время в детской одежде. Детали костюма конкретизированы. Цветовая палитра портретов сдержанная, в ней превалируют сочетания трёх-четырёх тонов: тёмно-синего, чёрного, тёмно-зелёного, серого, темно-красного и белого. Технические приемы моделирования формы в этих портретах имеют общие черты.

Таким образом, стилистическое сходство произведений позволяет связать изображенного мальчика в портрете музейного собрания с семьёй Харитоненко. Кроме того, в обоих портретах аналогично расположены подписи художника: ۰ FRANÇOIS — FLAMENG۰ — слева вверху, а надпись и дата МОСКВА 1893 — справа вверху.

О связи двух портретов убеждает и следующий факт. Известно, что женский портрет поступил в 1924 в картинную галерею Государственного музея изящных искусств из собрания В.А. и П.И. Харитоненко в Москве, ему присвоен инв. № 1127. «Портрет мальчика», поступивший в ГМИИ, имел следующий по порядку инв. № 1128. В 1930 женский портрет поступил как изображение неизвестной в Государственный музей нового западного искусства (ГМНЗИ), затем после его закрытия — в Эрмитаж, где был атрибутирован В.Н. Березиной как «Портрет В.А. Харитоненко». «Портрет мальчика» поступил в Вятский музей до 1937. 
 
Цветовая организация портрета держится на тёмно-вишневом с коричневым оттенком фоне — шёлковые обои и ковер. В центре композиции в чёрном костюмчике с белым воротником мальчик. В плане анатомического построения — форма головы, руки, торс и ноги решены безупречно. Прекрасно найдено соотношение чёрного с легким сероватым оттенком костюма и красного фона. Гармоничное усиление холодных тонов в чёрном костюме выражает салатно-зелёная обивка кресла. Форма монолитная, отсутствует излишняя детализация.
#5
Франсуа Фламенг (Flameng, Francois)

Родился в 1850 в Париже, умер в 1923 там же.
Учился у своего отца гравёра Л. Фламенга, салонного живописца А. Кабанеля, а с 1875 у известного английского портретиста Ж.П. Лоранса. В 1873 в парижском Салоне впервые участвовал как гравёр. В 1876 на суд публики представил свою первую историческую картину «Фридрих Барбаросса посещает могилу Карла Великого». С этого момента до 1922 постоянно участвовал в художественных Салонах, имел репутацию модного портретиста. Работал во Франции, Англии, Америке и России. 
#6
Ф. Фламенг как модный портретист пользовался большим успехом в аристократической среде во многих странах, в том числе и в России, где он работал в 1893 — 1896. Об этом свидетельствуют написанные им портреты из собрания Эрмитажа — «Портрет В.А. Харитоненко» (1893), два портрета княгини З.Н. Юсуповой (1894), «Портрет императрицы Марии Фёдоровны» (1894), «Портрет герцогини Д.Е. Лейхтенберг» (1896). Известен также его «Портрет Н.Ф. Муравьёвой — Апостол» (1907, Киевский государственный музей западного и восточного искусства).
Посмотреть в Госкаталоге
read morehide

Портрет мальчика

Dimensions
125,5x70,5 cm
Technique
Холст, масло
5
Point your smartphone camera to open in the app
Share
VkontakteOdnoklassnikiTelegram
Share on my website
Copy linkCopied
Copy
Open in app
To see AR mode in action:
  1. Install ARTEFACT app for 
  2. iOS or Android;
  3. Find and download the «Paintings in Details» exhibition
  4. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the painting;
  5. Watch what happens on your phone screen whilst you flip through the pictures.
 
We use Cookies
Cookies on the Artefact Website. We use cookies to ensure that we give you the best experience on our website. If you continue without changing your settings, we'll assume that you are happy to receive all cookies on the Artefact website. However, if you would like to, you can change your cookie settings at any time.
Подробнее об использованииСкрыть
Content is available only in Russian

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%