Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

To see AR mode in action:

1. Install ARTEFACT app for iOS or Android;

2. Find the exhibition «»

3. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the exhibit;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Портрет Ирины Луначарской

Dimensions
75x70 cm
Technique
холст, масло
3
Open in app
#2
В этом произведении воедино слились эстетика женского советского портрета предвоенного времени и особенности творчества художника этого периода. Имя Климента Редько в истории русской живописи стоит рядом с именами Малевича и Кандинского, с которыми он общался, у них учился и сделал свой вклад в явление под названием «русский авангард»: будучи увлечен теориями соединения науки и искусства, разработал учение «электроорганизма» (впоследствии «свеченизма»). Его жизнь не просто пришлась на «время перемен», он стал активным участником «культурной революции» в Советской России. Ко времени создания портрета бывший ученик иконописной школы Киево-Печерской лавры поучился и в Киевской академии художеств, и в Рисовальном училище при Обществе поощрения художников в Петербурге, и у Кандинского во ВХУТЕМАСе в Москве. 

Свои уроки преподала и жизнь: художник работал в революционных художественных мастерских в Киеве, в Москве участвовал в «Первой дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства», показывая свои символические, супрематические и конструктивистские опыты, путешествовал по стране и по протекции А.В. Луначарского был в длительной командировке во Франции. Все это привело к тому, что Климент Николаевич вернулся к реализму, который нес черты разных влияний.
#3
Вот и портрет Ирины Луначарской, идеальной активистки-комсомолки со значком Коммунистического союза молодежи на груди, гораздо сложнее просто изображения молодой женщины, как, например его «Бретонская невеста» (1934 г.) периода пребывания во Франции.

Пафос строительства нового для мира общественного строя объединяет этот портрет с другим произведением Редько 1936 г. — «Стахановка». 
Редько К.Н. Бретонская невеста. 1934 г. Холст, масло. 42×34 см. Собрание Владимиро-Суздальского музея-заповедника
#19
В 1935 г. художник возвращается из Европы и записывает: 
#20
Жадно смотрю на новое лицо социалистической земли…
#21
Именно в 1935 г. зародилось и разрослось стахановское движение, названное по имени донбасского шахтера Алексея Стаханова. Стахановцы многократно повышали производительность труда, коммунистическая партия пропагандировала стахановское движение и поощряла стахановцев.
#17
Редько К.Н. Стахановка. 1936 г. Холст, масло. 45×35 см. Собрание Владимиро-Суздальского музея-заповедника
В ноябре 1935 г. состоялось Первое Всесоюзное совещание стахановцев в Кремле, где Сталин произнес знаменитую фразу: «Жить стало лучше, товарищи. Жить стало веселее».

И К. Редько пишет эти «новые лица». Два портрета сближает не только молодость и принадлежность модели поколению строителей государства нового типа, но и колорит с преобладанием революционного красного.
#6
Климент Редько был очень хорошо знаком с А.В. Луначарским и его семьёй, потому портрет Ирины «говорит» со зрителем больше, чем другие портреты автора. Анатолий Васильевич Луначарский, первый советский нарком просвещения, удочерил Ирину, женившись на актрисе Наталье Розенель. Он воспитывал её со всем пылом знатока культуры и искусства, прививал интерес и вкус к изящному.
#7
Ирина полна достоинства, она расположилась в кресле от гарнитура XVIII в. — вряд ли кресло было случайным — такая мебель действительно была в квартире Луначарских и поражала привыкших к пролетарскому аскетизму посетителей.
#15
Художник показывает не только красоту юности, но и трепет души девушки, изображая руки в лёгком летящем жесте, обе у сердца. Они образуют «раму» для важного атрибута — комсомольского значка.
#14
Редько К.Н. Фрагмент картины «Портрет Ирины Луначарской»
Значок был утвержден в 1922 г. для поощрения членов Коммунистического интернационала молодежи (так до 1924 г. назывался Ленинский коммунистический союз молодежи) за достижения в труде, обороне страны или науке.
#10
В 30-е годы молодежь влекла романтика авиации, дети «вождей» шли в летчики: Василий Сталин, братья Микояны, Тимур Фрунзе, Сергей Буденный, Юрий Каганович. Летали и девушки — Надежда Шверник и Ирина Луначарская. Ирина вступила в Союз обществ содействия обороне и авиационно-химической промышленности СССР (Осоавиахим СССР).
#11
В портрете сочетаются приметы культуры прошлого и новой культуры настоящего. К.Н. Редько будто предсказал жизнь Ирины Луначарской: сейчас она по призыву комсомола идёт прыгать с парашютом и специальность получает нужную для армии — военный химик. А после Отечественной войны, уйдя из армии, станет журналистом и искусствоведом, специалистом по культуре XX в. Жаль только, что и кровавый колорит окажется пророческим: Ирина Анатольевна Луначарская (1918–1991) погибнет в автокатастрофе в Лондоне, когда выедет в Великобританию для подписания договора на издание полного собрания сочинений А.В. Луначарского.
#18
read morehide

Портрет Ирины Луначарской

Dimensions
75x70 cm
Technique
холст, масло
3
Point your smartphone camera to open in the app
Share
VkontakteOdnoklassnikiTelegram
Share on my website
Copy linkCopied
Copy
Open in app
To see AR mode in action:
  1. Install ARTEFACT app for 
  2. iOS or Android;
  3. Find and download the «Paintings in Details» exhibition
  4. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the painting;
  5. Watch what happens on your phone screen whilst you flip through the pictures.
 
We use Cookies
Cookies on the Artefact Website. We use cookies to ensure that we give you the best experience on our website. If you continue without changing your settings, we'll assume that you are happy to receive all cookies on the Artefact website. However, if you would like to, you can change your cookie settings at any time.
Подробнее об использованииСкрыть
Content is available only in Russian
%title%%type%