Николай Багратович Никогосян (1918—2018) — советский, армянский и российский скульптор, художник и педагог. Народный художник СССР (1982), Академик Российской академии художеств (2001) Николай Никогосян получал художественное образование в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина и в Московском государственном художественном институте им. В.И. Сурикова в мастерской выдающегося скульптора Александра Матвеева. За свою долгую карьеру Никогосян раскрылся как разносторонний художник. В скульптуре он много трудиться в жанре портрета, работает над декоративным оформлением зданий, создаёт монументальные произведения и многочисленные надгробные памятники выдающимся деятелям. Помимо скульптуры мастер плодотворно занимается живописью и графикой, интересуется музыкой и хореографией, в преклонном возрасте пробует себя на литературном поприще.
Перед нами один из многих портретов современников, созданных Никогосяном. «Портрет инженера Айвазова» выполнен в характерной для ваятеля манере экспрессивной лепки, не ставящей целью скрупулёзное воспроизведение внешности. Условно намеченные рубашка и галстук, узкое лицо, внимательный взгляд и высокий, с залысиной, лоб выдают в портретируемом интеллектуала.
Очевидна и национальная принадлежность этого человека: густые брови, крупный нос, широкий лоб и иные черты, не считая и самой фамилии, указывают нам на земляка мастера — армянина. Портрет исполнен ума и внутреннего достоинства, зритель, решивший заглянуть в глаза Айвазова, словно бы сам подвергается осмотру и оценке, несколько подавляется опытом и значимостью изображённого человека. С данной скульптурой связана любопытная история.
Мариам Никогосян — дочь художника, занимающаяся сохранением и популяризацией творческого наследия отца, узнала в лице «инженера» известного и популярного в конце ХХ века московского ресторатора Георгия Тиграновича Айвазова, отметившегося несколькими ролями в кино 90-х годов. Проверить подлинность её предположения пока не удалось, однако, практика создания портретов близких людей, друзей и знакомых, с последующим наименованием их «рабочими, инженерами и т. д.» действительно имела место в советском искусстве.