Сергей Дягилев был серьезным знатоком и исследователем русского искусства XVIII века. Среди художников этого периода, входивших в круг интересов его исследований, был и Степан Щукин. Выполненный им портрет императора Павла I был представлен на знаменитой Таврической выставке в Санкт-Петербурге.
#2
#3
Павла I писали многие художники, русские и иностранные, но система изображения всегда была одинакова — официально-обязательная с величественными атрибутами монаршей власти, тяжеловесным великолепием горностаевых мантий и шитых золотом костюмов. Степан Щукин сумел избежать помпезной парадности и раскрыл противоречивый характер самого неординарного монарха России. Задуманный как парадный, этот портрет, тем не менее, с трудом может быть отнесен к этой сфере живописи — столь неожиданно и оригинально его решение.
#4
Портрет предельно прост — никаких занавесей, корон и скипетров. В пустом пространстве стоит одинокая фигура в мундире полковника Преображенского полка с офицерской тростью в руке. Но лаконичная композиционная простота насыщена и колористически, и духовно.
С большим вкусом пишет Щукин муаровую ленту, алый воротник, золотое шитье, бриллианты — достигая здесь изысканной живописности. Но главное внимание уделяет лицу, написанному в сложных градациях розовых, бледно-голубых, зеленоватых тонов, придающих образу необходимую осязательность и в то же время оттенок чего-то болезненно ненастоящего.
Поражает тонкость и сложность понимания царственной модели, что остается лишь удивляться художнику, который осмелился быть так независим в изображении монарха. Портрет с какой-то обнаженной правдой запечатлел образ незадачливого самодержца.
#5
Интересна и история появления произведения.
Вступив на престол, Павел пожелал тотчас же иметь свой парадный официальный портрет. Отыскали какого-то портретиста-француза, который потребовал за работу очень большую сумму. Граф Орлов доложил об этом государю, и когда последний гневно заметил: зачем существует Академия, когда нет своих живописцев, — Орлов немедленно отправился к Степану Щукину. Тот согласился написать портрет за дешевую сравнительно с требованием француза цену (3000 рублей).
Художник представил два предварительных эскиза: на одном Павел представлен анфас, в шляпе, с толстой тростью в руке; другой представляет государя верхом на лошади. Император одобрил первый эскиз.
Через некоторое время работа была готова и так понравилась Павлу, что Щукин получил не только звание академика, но и орден Владимира IV степени, а также огромные деньги — шесть тысяч рублей.
read morehide
Портрет императора Павла I
Dimensions
251x179 cm
Technique
холст, масло
Collection
Exhibition
2
Point your smartphone camera to open in the app
Open in app
Share