Одним из объяснений подобных правил является то, что парсуна, собственно еще не портрет, поскольку изображает не столько черты определенного человека, сколько признаки его сана, — царя, боярина и так далее.
Следуя канону, художник изображает отца Петра Великого в парадном царском облачении: тяжелом, шитом драгоценными камнями платье и со скипетром в руке. Он сочетает архаичные приемы иконного письма с осторожным введением новшеств светотени. Так в моделировке лица, для создания впечатления объемности, мастер накладывает светлые тона на темный подмалевок и пишет глаза с бликами на радужке и белках.
Изображение обрамлено подписью «Алексей Михайлович Великий Государь Московии Самодержавно Царствовал и Управлял». Подобный оборот (в прошедшем времени) позволяет предположить, что портрет исполнялся после смерти государя.