Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

To see AR mode in action:

1. Install ARTEFACT app for iOS or Android;

2. Find the exhibition «»

3. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the exhibit;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Портрет буддийского патриарха Чанмэй-лаоцзу

Dimensions
167x108 cm
Technique
шелк, тушь, краски
2
Open in app
#5
Существует очень много видов живописи. Среди них и портретное искусство, возникшее в глубокой древности, благодаря которому образы древних мудрецов и выдающихся людей передавались далеким потомкам.
Шэнь Цзе-Чжоу. «Заметки о портрете» (пер. Е. В. Виноградовой и Ду И-Сина)
#3
В собрании Государственного музея Востока хранится портрет буддийского патриарха Чанмэй-лаоцзу, выполненный уже после смерти портретируемого и датируемый XVII в. Авторы подобных пороизведений часто оставались неизвестны ввиду низкого положения портрета в иерархии жанров китайской живописи этого периода. Ведущая роль портретного жанра в живописи периода Хань (206 г. до н. э. — 220 г. н. э.), когда сложились основные типы портрета — официальный и ритуальный, — к концу периода Мин (1368–1644) была утрачена.
#4
Неизвестный художник. Портрет чиновника. Поздний период Мин
#6
Культ предков с его потребностью в создании мемориальных изображений как неотъемлемой части погребальной церемонии привел к демократизации портретного жанра, в результате чего портретист почти приравнялся к ремесленнику. Главной задачей посмертного портрета было не столько сохранить действительный образ усопшего, сколько показать его социальный статус, что отражалось прежде всего в костюме.
#7
На представленном портрете патриарх изображен сидящим, анфас. Он одет в коричневый халат с узором в виде облаков. Поверх халата на левое плечо накинут синий плащ, к которому прикреплен нефритовый диск би и пластина с тибетской надписью. На голове черная буддийская шапка. Монах сидит в массивном кресле, перебирая четки; обутые в сапоги ноги опущены на низкую скамеечку. Кресло украшено вставками из мрамора и инкрустацией перламутром. Позади кресла стоит стол с мраморной столешницей, на столе лежат книги в шелковом футляре, стоят фарфоровая ваза, бронзовый треножник и черепаховая шкатулка.
Тщательно проработанные детали костюма патриарха и окружающего убранства тем не менее не отвлекают от его лица. Несмотря на явное следование художником определенным физиогномическим канонам очевидно, что он пытался передать и индивидуальные черты усопшего. Перед нами умудренный жизнью старик с впалыми глазами, испещренными морщинами лбом и щеками, а также длинными густыми бровями, давшими патриарху прижизненное прозвище «Чан Мэй — Длинные Брови». Это отражено в надписи в верхней части свитка:
#8
Несущий эпоху старейший предок Чан Мэй — Длинные Брови — распрощался с миром. Путешествие к обители святых Яньфу (длилось) 85 (лет). Четыре великих (слагаемых земной материи — земля, вода, огонь и дыхание — ветер) должны возвратиться в землю. Душа удаляется в сторону Запада. Направляется туда — к патриархам буддизма.
пер. С.Н. Соколова-Ремизова
#9
Портрет представляет собой вертикальный свиток без обрамления, оформленный на европейский манер в раму под стекло. Он поступил в Музей Востока 5 февраля 1928 г. из Музея новой западной живописи, созданного на основе национализированной в 1918 г. коллекции Сергея Ивановича Щукина, известного московского купца, мецената и собирателя. Точно неизвестно, когда портрет буддийского патриарха стал частью собрания Щукина, впервые же он был опубликован В. Дмитриевым в статье «Китайская реальность» в № 5 журнала «Аполлон» за 1914 г.: «Портрет священнослужителя, хотя и отнесен к XIII или XIV веку, но только в виде догадки; во всяком случае можно сказать, что это изображение несет на себе все черты лучшей традиции китайского искусства». Примерно в эти же годы были сделаны фотографии залов особняка Сергея Щукина в Большом Знаменском переулке: в зале импрессионистов по соседству с «Курильщиком» и «Пьеро и Арлекином» Поля Сезанна висел и представленный портрет Чанмэй-лаоцзу.
Посмотреть в Госкаталоге
read morehide

Портрет буддийского патриарха Чанмэй-лаоцзу

Dimensions
167x108 cm
Technique
шелк, тушь, краски
2
Point your smartphone camera to open in the app
Share
VkontakteOdnoklassnikiTelegram
Share on my website
Copy linkCopied
Copy
Open in app
To see AR mode in action:
  1. Install ARTEFACT app for 
  2. iOS or Android;
  3. Find and download the «Paintings in Details» exhibition
  4. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the painting;
  5. Watch what happens on your phone screen whilst you flip through the pictures.
 
We use Cookies
Cookies on the Artefact Website. We use cookies to ensure that we give you the best experience on our website. If you continue without changing your settings, we'll assume that you are happy to receive all cookies on the Artefact website. However, if you would like to, you can change your cookie settings at any time.
Подробнее об использованииСкрыть
Content is available only in Russian
%title%%type%