Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

To see AR mode in action:

1. Install ARTEFACT app for iOS or Android;

2. Find the exhibition «»

3. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the exhibit;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Половецкая баба

Dimensions
143x56x38 cm
Technique
Камень, резьба
0
Open in app
#2
Половецкая баба
#3
В середине ХI в. к русским границам в Подонье и Приазовье на смену печенегам двинулись половцы. Их первое появление у рубежей древнерусского государства относится к 1055 г. Ослабленная усобицами Русь не могла оказать должного сопротивления. «Города опустели, в селах пылают церкви, домы, житницы и гумны. Жители издыхают под острием меча, или трепещут, ожидая смерти. Пленники, заключенные в узы, идут наги и босы в отдаленную страну варваров, сказывая друг другу со слезами: «Я из такого-то города русского, я из такой-то веси! Не видим на лугах своих ни стад, ни коней; нивы заросли травою, и дикие звери обитают там, где прежде жили христиане», — так Н.М. Карамзин передает летописный рассказ. 

В местах своего пребывания половцы оставили тысячи каменных изваяний, так называемых «каменных баб» (этимология слова «баба» происходит от тюркского «балбал», что означает «пращур»). «Каменные бабы» стояли на курганах и возвышенностях, заметных издали участках степи, часто по 1–2, а то и по 5–10 недалеко одна от другой. На Руси их называли истуканами. Эти статуи — памятники сакрального искусства, следы верований и обрядов, связанных с культом предков. Они не были надмогильными памятниками, но стояли на пьедесталах в специальных святилищах, квадратных оградах из камня-плитняка. Рядом совершались жертвоприношения. Как отмечают исследователи, несмотря на каноническую позу (руки у живота держат сосуд) и условность (тяжелый торс, укороченные ноги), статуи отличаются «необычайной тщательностью и искусностью исполнения». Мужские фигуры были при оружии, выполненном рельефом, женские — с ожерельем на шее и шляпой, приподнятой над затылком. 

В ХIII в. половцы были покорены монголами. Значительная часть подобных памятников половецкой культуры была уничтожена, их производство прекратилось. В дальнейшем освоение русскими степей привело к распашке курганов. «Каменных баб» разбивали или свозили для крестьянских хозяйственных нужд, использовали как межевые знаки, ими украшали помещичьи парки, городские бульвары. 

В наше время из десятков тысяч древних изваяний до нас дошло около полутора тысяч. «Каменная баба», представленная в экспозиции Курского областного краеведческого музея, была подарена при его создании г-ном Кернером из местечка Гуляй-Поле Александровского уезда Екатеринославской губернии (ныне — Днипровская область, Украина).
#4
read morehide

Половецкая баба

Dimensions
143x56x38 cm
Technique
Камень, резьба
0
Point your smartphone camera to open in the app
Share
VkontakteOdnoklassnikiTelegram
Share on my website
Copy linkCopied
Copy
Open in app
To see AR mode in action:
  1. Install ARTEFACT app for 
  2. iOS or Android;
  3. Find and download the «Paintings in Details» exhibition
  4. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the painting;
  5. Watch what happens on your phone screen whilst you flip through the pictures.
 
We use Cookies
Cookies on the Artefact Website. We use cookies to ensure that we give you the best experience on our website. If you continue without changing your settings, we'll assume that you are happy to receive all cookies on the Artefact website. However, if you would like to, you can change your cookie settings at any time.
Подробнее об использованииСкрыть
Content is available only in Russian
%title%%type%