На Руси, как только девочка брала иголку в руку, она начинала запасать приданое. Больше всего к свадьбе надо было сшить и украсить полотенец, которые использовались на разных этапах свадебного действа. Девушки по традиции готовили от нескольких десятков до более сотни полотенец, чтобы ими одаривать всю родню жениха и других участников торжеств, причем одаривание начиналось еще в предсвадебный период, с момента сговора и «рукобития».
В день свадьбы полотенцами украшали стены в избе будущего мужа и свадебный поезд, перевивая ими дуги и оглобли, их же повязывали через плечо дружкам и гостям. В некоторых регионах во время венчания полотенце стелили под ноги жениху и невесте, после чего оно передавалось в церковь. На полотенце подавали хлеб и соль приехавшим после венчания новобрачным и пирующим за свадебным столом. Самые нарядные полотенца дарились жениху.
Свадебные полотенца, будучи обрядовым предметом, являются и произведениями народного искусства. Разнообразные сюжеты и орнаментальные мотивы вышивок на основе архаической культуры и мифологии наполнены глубоким смыслом. Изображения птиц, зверей, растительные мотивы и геометрические фигуры, являясь составной частью сложных композиций, связаны с культом неба, солнца и плодородия земли. Особенно часто на свадебных полотенцах встречается мотив древа жизни — символ семейного процветания, нередко можно увидеть поговорки, пожелания счастья и здоровья.
Узоры на льняных полотенцах вышивались льняными, шелковыми или шерстяными нитями, которые окрашивали натуральными красителями. Самым распространенным цветом вышивки был красный, реже встречаются зеленый и синий цвета.
Богато вышитые свадебные полотенца, оставшиеся после дарения, никогда не использовались в повседневном быту, ими украшали дом на Пасху, Троицу, престольные праздники, а впоследствии передавали по наследству.
В день свадьбы полотенцами украшали стены в избе будущего мужа и свадебный поезд, перевивая ими дуги и оглобли, их же повязывали через плечо дружкам и гостям. В некоторых регионах во время венчания полотенце стелили под ноги жениху и невесте, после чего оно передавалось в церковь. На полотенце подавали хлеб и соль приехавшим после венчания новобрачным и пирующим за свадебным столом. Самые нарядные полотенца дарились жениху.
Свадебные полотенца, будучи обрядовым предметом, являются и произведениями народного искусства. Разнообразные сюжеты и орнаментальные мотивы вышивок на основе архаической культуры и мифологии наполнены глубоким смыслом. Изображения птиц, зверей, растительные мотивы и геометрические фигуры, являясь составной частью сложных композиций, связаны с культом неба, солнца и плодородия земли. Особенно часто на свадебных полотенцах встречается мотив древа жизни — символ семейного процветания, нередко можно увидеть поговорки, пожелания счастья и здоровья.
Узоры на льняных полотенцах вышивались льняными, шелковыми или шерстяными нитями, которые окрашивали натуральными красителями. Самым распространенным цветом вышивки был красный, реже встречаются зеленый и синий цвета.
Богато вышитые свадебные полотенца, оставшиеся после дарения, никогда не использовались в повседневном быту, ими украшали дом на Пасху, Троицу, престольные праздники, а впоследствии передавали по наследству.