Коробьи и сундуки с приданым невесты, игравшие большую роль в свадебном обряде, готовили специально, нарядно расписывали стенки. Выставленные напоказ, они должны были понравиться сватам не меньше, чем само приданое невесты. Во время праздничной поездки в церковь их сопровождали коробейные сваты.
Особое место, которое занимают коробьи в русском декоративно-прикладном искусстве, обусловлено, прежде всего, тем, что они являются одним из древнейших элементов интерьера, характерным для разных слоев общества. В имуществе царицы Марии Ильиничны, по словам известного историка быта XVII в. И. Е. Забелина, было пятьдесят две коробьи, и каждый год прибавлялись все новые. В одной коробье хранились простыни и наволочки, в другой — сорочки, в третьей — платья, в четвертой — посуда, в пятой — обувь и так далее. У рядовых людей коробьи были попроще, как и их содержимое, но тоже добротные и красивые.
На протяжении веков отрабатывалась форма и декор этих изделий. Делались лубяные коробьи быстро, а служили долго. Для их изготовления использовали липовый или осиновый луб — тонкий слой живой древесины под корой дерева. Его снимали со ствола, распаривали, наносили на внутреннюю поверхность насечки, чтобы было легче сгибать. Наложенные друг на друга края луба прошивались тонкой лубяной лентой или ивовой лозой. После того, как корпус был готов, для коробьи выстругивали еловые дно и крышку и подгоняли их по размеру. Пока луб был сырым, дно вгоняли между стенок, чтобы, когда он высыхал, то крепко и со всех сторон зажимал дно, закрепляя его. Оставалось обвести ободом крышку, прикрепить ее железными петлями к коробу и навесить замок.
Гладкая блестящая поверхность тонких стенок лубяных изделий была удобна для росписи: не впитывала краски и не нуждалась в специальной сложной обработке. Коробьи расписывались по всей внешней поверхности изделия. Золотистая гладкая и блестящая фактура луба, самой природой созданная для росписи, предварительно покрывалась олифой. Боковые стороны делились широкими вертикальными полосами на ряд прямоугольников, заполненных разнообразными сюжетами. Это были изображения львов и единорогов, всадников, грифонов, попугаев, пар молодых людей и девушек с чарками в руках в характерных древнерусских или западноевропейских одеждах и многое другое.
Расписные или писаные коробьи продавались в Москве, в лубяном ряду на торговой площади. Красивые сундучки не залеживались на прилавках — они нужны были всем.
Особое место, которое занимают коробьи в русском декоративно-прикладном искусстве, обусловлено, прежде всего, тем, что они являются одним из древнейших элементов интерьера, характерным для разных слоев общества. В имуществе царицы Марии Ильиничны, по словам известного историка быта XVII в. И. Е. Забелина, было пятьдесят две коробьи, и каждый год прибавлялись все новые. В одной коробье хранились простыни и наволочки, в другой — сорочки, в третьей — платья, в четвертой — посуда, в пятой — обувь и так далее. У рядовых людей коробьи были попроще, как и их содержимое, но тоже добротные и красивые.
На протяжении веков отрабатывалась форма и декор этих изделий. Делались лубяные коробьи быстро, а служили долго. Для их изготовления использовали липовый или осиновый луб — тонкий слой живой древесины под корой дерева. Его снимали со ствола, распаривали, наносили на внутреннюю поверхность насечки, чтобы было легче сгибать. Наложенные друг на друга края луба прошивались тонкой лубяной лентой или ивовой лозой. После того, как корпус был готов, для коробьи выстругивали еловые дно и крышку и подгоняли их по размеру. Пока луб был сырым, дно вгоняли между стенок, чтобы, когда он высыхал, то крепко и со всех сторон зажимал дно, закрепляя его. Оставалось обвести ободом крышку, прикрепить ее железными петлями к коробу и навесить замок.
Гладкая блестящая поверхность тонких стенок лубяных изделий была удобна для росписи: не впитывала краски и не нуждалась в специальной сложной обработке. Коробьи расписывались по всей внешней поверхности изделия. Золотистая гладкая и блестящая фактура луба, самой природой созданная для росписи, предварительно покрывалась олифой. Боковые стороны делились широкими вертикальными полосами на ряд прямоугольников, заполненных разнообразными сюжетами. Это были изображения львов и единорогов, всадников, грифонов, попугаев, пар молодых людей и девушек с чарками в руках в характерных древнерусских или западноевропейских одеждах и многое другое.
Расписные или писаные коробьи продавались в Москве, в лубяном ряду на торговой площади. Красивые сундучки не залеживались на прилавках — они нужны были всем.