В хантыйском и мансийском пантеоне особое место занимает младший сын Бога Торума — Мир-сусне-хум. Когда-то за чрезмерную строптивость Торум изгнал его с Неба со словами «Небесная обитель тебе не впрок! Уходи. Там внизу земля, на которой живут люди. Иди к ним, стань их повелителем. Они будут тебя почитать и тебе молиться». Сын Торума спустился на землю, где стал охранять и защищать людей, лечить их от болезней. Люди стали поклоняться ему, и в некоторых землях даже больше, чем самому Торуму.
Покрывало жертвенное
В жертву Мир-сусне-хуму обязательно приносят пояс-покрывало — ялпын улама. Шить его полагается в особых случаях: рождение ребёнка, свадьба, отправление в дальнюю дорогу. У шамана узнают, какие должны быть сочетаться цвета на таком покрывале: красный и белый, или красный и синий, например.
Шьёт покрывало особая мастерица, которая проходит обряд очищения. Затем она переезжает в дом заказчика покрывала, ей создают рабочее место, отгораживают его занавесками или пологом, и там в полутьме, чтобы никто из домочадцев не видел, что и как она шьёт, в течении 7 дней она изготавливала заказанный пояс-покрывало к воображаемому халату Мир-сусне-хума.
Жертвенное покрывало использовали в священном ритуале жертвоприношения этому Богу, устраиваемое на священном месте. В прошлом, в жертву приносили коня, позднее — оленя, а во второй половине ХХ века жертвенных животных стали заменять игрушечные их изображения.
Перед закланием жертвы ей на спину накидывали изготовленное специально жертвенное покрывало, что символизировало превращение жертвенного животного в семикрылого коня Мир-сусне-хума, после чего животное убивали. Испустив дух, оно передавало свою силу Богу, и, тем самым, Мир-сусне-хум получал новую силу для поддержания порядка и противостояния злу.
Покрывало жертвенное
