Гжельская керамика, или просто Гжель, пользуется необычайно широкой популярностью не только у нас в стране, но и за ее пределами. По характерному цветовому сочетанию белого фона и синего узора, своеобразным приемам росписи и формам изделий Гжель узнают повсюду. Бело-голубая гжель — это народный, общепризнанный, самый известный вид промысла. У него есть второе название: «Синь России». Мастер делает рисунок специальными красками на основе оксида кобальта, используя технику кистевого мазка. Уже расписанное изделие нужно окунуть в белую глазурь и обжечь в печи. После обжига глазурь меняет белизну на прозрачность, изделие обогащается глянцевым блеском и прочностью, а рисунок максимально ярко проявляет себя.
Главным правилом гжельской техники росписи является только ручное исполнение рисунка. Тематика росписи отображает восприятие мастером окружающего мира. Это результат развития многовекового творчества, впитывающего народные традиции и культуру. Художники в своих творениях сочетают элементы иконописи, бытовые сценки, наблюдения над природой. Чаще всего они используют природные мотивы — растения, животных и птиц; архитектурные темы — крестьянские дома, церкви или городские улицы.
Набор инструментов мастера очень простой: палитра из стекла для смешивания красок, кисточки разного типа, шпатели, банки для смеси из окиси кобальта. Классический кобальтовый рисунок наносится при помощи подглазурной техники, то есть орнамент после нанесения покрывается белой глазурью и обжигается. Для нанесения орнаментов применяется специальная азбука мазков, которая у каждого мастера может иметь свои особенности. В основе большинства узоров находится мазок-капелька, при помощи которого изображаются листья, стебли, цветы. Мазок тенями — это обратный мазок в одну стороны с переходом от темного оттенка к светлому. Самыми популярными узорами являются гжельская роза с размашистыми, крупными мазками и птица.
Гжель с традиционной синей росписью составляет единое целое формы и декора изделия. Рисунок подчеркивает форму, придает ей объем и гармонию, оживляет холодный фарфор.
Главным правилом гжельской техники росписи является только ручное исполнение рисунка. Тематика росписи отображает восприятие мастером окружающего мира. Это результат развития многовекового творчества, впитывающего народные традиции и культуру. Художники в своих творениях сочетают элементы иконописи, бытовые сценки, наблюдения над природой. Чаще всего они используют природные мотивы — растения, животных и птиц; архитектурные темы — крестьянские дома, церкви или городские улицы.
Набор инструментов мастера очень простой: палитра из стекла для смешивания красок, кисточки разного типа, шпатели, банки для смеси из окиси кобальта. Классический кобальтовый рисунок наносится при помощи подглазурной техники, то есть орнамент после нанесения покрывается белой глазурью и обжигается. Для нанесения орнаментов применяется специальная азбука мазков, которая у каждого мастера может иметь свои особенности. В основе большинства узоров находится мазок-капелька, при помощи которого изображаются листья, стебли, цветы. Мазок тенями — это обратный мазок в одну стороны с переходом от темного оттенка к светлому. Самыми популярными узорами являются гжельская роза с размашистыми, крупными мазками и птица.
Гжель с традиционной синей росписью составляет единое целое формы и декора изделия. Рисунок подчеркивает форму, придает ей объем и гармонию, оживляет холодный фарфор.