На протяжении около полутора столетий, с конца XVIII до начала XX в., поддужные колокольчики, являясь специфически русским явлением, играли заметную роль в народном быту. Они использовались главным образом в почтовых и курьерских тройках, подвешивались под дугой коренника.
Обычай передвигаться по дороге со звоном возник в России в связи с появлением езды на тройках лошадей. Тройку использовали для курьерских сообщений в 20-е годы XVIII века, а настоящую популярность она приобрела еще через полстолетия. Под звон поддужных колокольчиков по российским дорогам ехали курьеры, путешественники, почтовые служащие. Звуковые сигналы были слышны на расстоянии двух и более верст, оповещая работников почтовой станции о необходимости подготовить смену уставшим лошадям. Звук колокольчика был предвестником гостей или получения новостей. Колокольчик выполнял не только сигнальную функцию — приятный звон скрашивал однообразие утомительной многодневной езды. Согласно народным представлениям, его металлический звук отгонял нечистую силу. Это особенно важно было для свадебного поезда.
Иногда под дугой подвешивали два, три колокольчика, а на Русском Севере — до пяти. Мастера обладали секретами, позволявшими изготавливать колокольчики с разным звучанием, почти каждый экземпляр имел свой собственный неповторимый тон и тембр. В ансамбле нескольких колокольчиков слышалось большое разнообразие звуков, создающих музыкальные интервалы.
Поддужный колокольчик был миниатюрной копией церковного колокола, совпадая с ним по форме, конструкции и материалу. Центры литья колокольчиков обычно возникали на крупных почтовых трактах. Родиной этого промысла стал город Валдай Новгородской губернии, поэтому поддужные колокольчики часто называют валдайскими. Другими крупными центрами этого промысла были города Касимов Рязанской губернии, Слободской Вятской губернии, Кунгур Пермской губернии, Тюмень Тобольской губернии, село Павлово Нижегородской губернии.
Обычай передвигаться по дороге со звоном возник в России в связи с появлением езды на тройках лошадей. Тройку использовали для курьерских сообщений в 20-е годы XVIII века, а настоящую популярность она приобрела еще через полстолетия. Под звон поддужных колокольчиков по российским дорогам ехали курьеры, путешественники, почтовые служащие. Звуковые сигналы были слышны на расстоянии двух и более верст, оповещая работников почтовой станции о необходимости подготовить смену уставшим лошадям. Звук колокольчика был предвестником гостей или получения новостей. Колокольчик выполнял не только сигнальную функцию — приятный звон скрашивал однообразие утомительной многодневной езды. Согласно народным представлениям, его металлический звук отгонял нечистую силу. Это особенно важно было для свадебного поезда.
Иногда под дугой подвешивали два, три колокольчика, а на Русском Севере — до пяти. Мастера обладали секретами, позволявшими изготавливать колокольчики с разным звучанием, почти каждый экземпляр имел свой собственный неповторимый тон и тембр. В ансамбле нескольких колокольчиков слышалось большое разнообразие звуков, создающих музыкальные интервалы.
Поддужный колокольчик был миниатюрной копией церковного колокола, совпадая с ним по форме, конструкции и материалу. Центры литья колокольчиков обычно возникали на крупных почтовых трактах. Родиной этого промысла стал город Валдай Новгородской губернии, поэтому поддужные колокольчики часто называют валдайскими. Другими крупными центрами этого промысла были города Касимов Рязанской губернии, Слободской Вятской губернии, Кунгур Пермской губернии, Тюмень Тобольской губернии, село Павлово Нижегородской губернии.
Данный колокольчик имеет форму усеченного конуса. Юбочка гладкая, широкая. По окружности пояса расположены выпуклые параллельно расположенные две полоски — ребра. Тулово гладко, заметно сужается кверху. Имеется прямоугольное ушко для крепления. Под ушком надпись: «Зав. Е.С. Клюйкова въ Пурехъ Ниж. губ.». Внутри колокольчика вместо язычка толстая металлическая проволока, на краю проволоки массивная гайка.