Памятник-паровоз, работавший на «Дороге жизни» в годы Великой Отечественной войны.
Был построен в 1923 году на шведском заводе «Нюдквист и Гольм», но создавали его по чертежам и проекту Луганского завода. В 1970 году он был пригнан на вечную стоянку в качестве памятника.
Со взятием Ленинграда в кольцо блокады железнодорожное сообщение города с Большой Землёй было прервано. Однако железная дорога продолжала играть в жизни осажденного города огромную роль. По ней везли в Ленинград доставленные к причалам в Осиновце продовольствие и боеприпасы, а в обратном направлении отправляли эшелоны с эвакуированными жителями.
Но паровоз Эш-4375 выполнял другую, не менее важную работу. Его главной задачей была доставка в Ленинград составов с торфом от станций Рахья, Дунай и Кирпичный завод. Снабжение города углем было прервано, и в качестве топлива для электростанций пришлось использовать добываемый в окрестностях торф. Единственная функционировавшая в первую блокадную зиму 5-я ТЭЦ работала именно на торфе, а в город его доставляли железнодорожные составы, ведомые товарными паровозами.
На паровозе Эш-4375 работала одна из лучших бригад локомотивного депо ТЧ-12, в состав которой входили старший машинист В.М. Елисеев, машинисты В.А. Еледин и А.А. Самойлов, помощники машиниста И.П. Беляев и В.У. Соболев, кочегар И.И. Жигалов и политрук Я.И. Кондратьев. Понимая важность обеспечения города топливом, бригада паровоза Эш-4375 первой привела в город состав двойного веса.
В 1943 году паровоз Эш-4375, получивший к тому времени массу повреждений, отправили в Москву для капитального ремонта. Там он и продолжал работать после окончания войны. Однако в 1969 году, по инициативе общественных организаций, героический паровоз разыскал его бывший машинист В.А. Еледин. Легендарную машину отправили в депо Ленинград-Финляндское, а в 1970 году установили в качестве памятника на станции «Ладожское озеро».