Жизнь Мелиты Георгиевны Николадзе оборвалась трагически рано. Так сложилась судьба, и от творчества талантливой художницы осталась одна картина. Скупые архивные документы — свидетельства ее первых шагов в искусстве. О жизни Николадзе мы узнаем из ее автобиографии.
#1
#9
Николадзе родилась в Тифлисе в семье известного общественного деятеля и журналиста Г.И. Николадзе. Ее мать — Е.З. Гонзаго-Павличинская, переводчик, член союза писателей, дядя — известный грузинский скульптор Я.И. Николадзе. После окончания Петроградской гимназии Е.М. Гедды — А.Ф. Мушниковой она училась в Первых Государственных свободных художественных мастерских, где в 1918–1919 гг. занималась в мастерской фрески В.В. Рождественского. Затем в 1920–1925 гг. продолжила художественное образование во ВХУТЕМАСе в мастерской Р.Р. Фалька. Нам известна только одна общая фотография, где Николадзе запечатлена в группе студентов ВХУТЕМАСа.
#8
P.P. Фальк среди студентов, образовавших Общество художников-общественников (ОХО). 1927–1928. Слева направо: 1 ряд — Л. Денисов, И. Голубец; 2 ряд — P.P. Фальк, И. Лейзеров. Е. Левина-Розенгольц, М. Николадзе, Г. Назаревская. Е. Рожкова, С. Вепринцева, Л. Литвиненко, Р. Рабинович, Р. Идельсон, В. Лопатина.
#3
После революции М.Г. Николадзе перебивалась случайными заработками. В 1920 г. работала секретарем в Наркомпросе, а после окончания института, с 1925 по 1929 гг., по художественной части в Хамовническом санпросвете; работала у профессора Горной академии Л.С. Лейбезона, в Народном комиссариате путей сообщения, в Грузшелке, Высшем совете народного хозяйства в Тифлисе, губсовете общества «Друг детей», в Азнефти и пр. Вела «методическую работу по обследованию рабочего зрителя» в 1928–1929 гг. в рабочих клубах на выставках Общества художников-общественников (ОХО) и Общества художников-станковистов (ОСТ). Для продолжения профессионального образования она была принята на Высшие педагогические курсы ВХУТЕИНа 12 ноября 1929 г. Жизнь художницы оборвалась очень рано: в начале 1930-х гг. она умерла от туберкулеза.
#4
Предметы натюрморта М.Г. Николадзе передают национальный грузинский колорит. При создании картины автор использовал холст, уже бывший в употреблении, на обороте — фрагмент пейзажа, большего по формату. Созданный совсем юной художницей натюрморт свидетельствует о твердой руке, уже сформировавшемся чувстве цвета и умении выстраивать композицию. В построении формы чувствуется влияние ее учителя В.В. Рождественского, который использовал сочетание элементов кубизма и «лепки» формы цветом.
#5
Это произведение поступило в собрание музея в 1921 г. в числе других, переданных во Владимир из Музея живописной культуры. Такие передачи в провинциальные музеи из Москвы должны были способствовать открытию на местах художественных музеев современного искусства. «Натюрморт» Николадзе М.Г можно датировать временем ее учебы в Первой ГСХМ — 1918–1919 гг., поскольку во Владимир он передавался через Государственный художественный фонд как студенческая работа.
#6
Журнал «Красная Нива» 1928 г. № 16. С. 9.
В 1928 г. Николадзе участвовала на IV выставке ОСТА, которая проводилась в здании клуба им. Е.Ф. Кухмейстерова в Москве, названного в честь героя революции и гражданской войны. Работа художницы «Физкультурница» 1928 (?) была признана по опросам одной из лучших и оставлена после выставки в клубе. Какое-то время находились в интерьерах открывшегося там театра им. Н.В. Гоголя. Дальнейшая судьба этого произведения неизвестна.
#7
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
read morehide
Натюрморт
Dimensions
85,5x96,5 cm
Technique
холст, масло
Collection
Exhibition
0
Point your smartphone camera to open in the app
Open in app
Share