Елена Романова родилась в 1944 г. в семье коренных москвичей. Ее мать Татьяна Александровна много лет проработала в обществе «Знание», отец Борис Николаевич был ученым в области ядерной физики и работал вместе с академиком И.В. Курчатовым. Очень интересной личностью был ее дед Николай Ильич Романов — высокоэрудированный специалист, искусствовед, возглавлявший в 1920-е гг. Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
#1
#2
Закончив Московскую среднюю художественную школу в 1963 г., Елена Романова поступила в Суриковский институт. В 1971 г. стала членом Союза художников, участвовала во многих российских, всесоюзных и зарубежных выставках. В 1988 г. Е.Б. Романовой было присвоено звание заслуженного художника РСФСР. Любителям изобразительного искусства автор известен, прежде всего, как мастер портрета. Многочисленные портреты современников, созданные художницей в разные годы, раскрывают ступени зрелости ее таланта.
#3
Свой интерес к портретному жанру Елена Борисовна характеризовала так: «Бывают лица, в которых ярко выражен социальный тип, сконцентрирован характер — лица совершенные, как произведения искусства». На полотнах Романовой возникали самобытные образы и простых людей, и деятелей культуры и искусства. Художником была создана портретная галерея известных москвичей: кинорежиссера Ларисы Шепитько, искусствоведа Саввы Ямщикова, актрисы Инны Чуриковой, певицы Аллы Пугачёвой, актера Валерия Золотухина, драматурга Людмилы Петрушевской, писателя Михаила Булгакова, писателя и актера Василия Шукшина, художника Гелия Коржева.
#4
Широкую известность мастеру принесли портреты, созданные в фольклорно-этнографической художественной традиции. За ее любовь к детскому портрету, автопортрету и некоторые отличительные особенности письма Романову-живописца часто сравнивали с Зинаидой Серебряковой.
#5
Живописные автопортреты автора находятся в собраниях музеев России: «Автопортрет в красном свитере» 1972 г., «Автопортрет в русском сарафане» 1974 г., «Светлый день в мастерской. Автопортрет» 1974 г., «Автопортрет с матерью» 1979 г., «Автопортрет» 1980 г., «Ночь в середине лета» 1982 г, «Воспоминания о Костроме», «Автопортрет в меховой шапке» 1985 г. Фоновым пространством этих работ являются уголки интерьеров, пейзажные мотивы, а чаще элементы архитектурных пейзажей.
#6
«Автопортрет. Зима» из собрания музея, созданный Еленой Романовой еще до окончания института, можно считать началом серии, к которой автор обращалась на протяжении всего творчества. Романтичная юная художница в белой меховой шапке и темном пальто, немного наивная, погруженная в собственные мысли, изображена сидящей на скамейке на фоне заснеженной площади с пестрой толпой людей.
#7
Живописно-декоративные приемы, которые использует мастер в решении фонового пространства, напоминают манеру Б.М. Кустодиева. Рассуждая о влиянии русского мастера на свое художественное становление Романова говорила: «В мое творчество Кустодиев вошел на подсознательном уровне». Девушка на картине, держит в руках книгу, посвященную творчеству Татьяны Мавриной — художницы, занимающейся иллюстрацией детских книг, влюбленной в малые русские города. Эта деталь не случайна, она также подчеркивает эстетические пристрастия автора картины.
#8
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
read morehide
Автопортрет. Зима
Dimensions
103x90 cm
Technique
холст, масло
Collection
Exhibition
0
Point your smartphone camera to open in the app
Open in app
Share