В экспозиции представлена реконструкция фрагмента древнего предания о Казымской богине Вут ими, когда она, после ссоры с мужем-ненцем, уехала от него на мужской нарте и, уходя от погони, обратилась к своему отцу Нуми-Торуму с просьбой разрешить ей остаться на реке Казым и стать покровительницей этой земли. Именно поэтому мы видим женщину, сидящую на мужской нарте. В жизни обычным женщинам не положено пользоваться предметами мужчин.
Нарта оленья мужская
Оленьи упряжки были, а в некоторых северных и труднодоступных районах Ханты-Мансийского автономного округа они до сего дня остаются, одним из важнейших средств передвижения в регионе. Несмотря на широкое распространение во второй половине ХХ в. современной техники — вездеходов «Буран», олени продолжают играть существенную роль в хозяйстве хантов, манси и лесных ненцев.
Стоит отметить, что далеко не все обские угры занимались оленеводством, а только некоторые локальные группы. Например, оленеводство было и остается у шурышкарских, казымских, тегинских хантов; у восточных хантов оленеводство практиковали аганские, тромаганские, пимские, юганские; у северных манси — сосьвинские и ляпинские. Кроме того, оленеводами были нумтовские и аганские группы лесных ненцев, также проживающие в ХМАО-Югре.
Оленьи нарты — простая и лёгкая конструкция. Они состоят из длинных полозьев, соединительных перекладин-копыльев и настила для сидения или перевозки груза. Делятся нарты на мужские, женские и грузовые. Женская нарта имеет обычно спинку, к которой при необходимости во время каслания привязывают детей, чтобы они не выпали в момент быстрой езды. Мужская нарта максимально лёгкая, так как для мужчины важна маневренность и скорость при передвижении.
Сидят мужчины — ханты и манси — с левой стороны на нартах, подогнув под себя одну ногу. Управляют оленьей упряжкой вожжами и хореем. Женщины сидят на нартах, вытянув обе ноги вперёд.
Нарта оленья мужская
