Картина написана в 1906 г. весной, за десять лет до смерти художника. На обороте работы на раме находим следующей текст: «Весной. Этюдъ. 1906. Н. Мещеринъ. Памятник на могиле поэта Майкова. Из собрания Черногубова Н.». Работа была написана в Санкт-Петербурге на кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря. Почему Н. В. Мещерин пишет эту работу весной в редкие отъезды из любимого Дугино? Картина «Могила Майкова» до того, как она поступила в музеи (сначала в Ивановский областной художественный музей, затем в Плесский музей-заповедник), находилась в частной коллекции Черногубова Н. Н. Он же, возможно, как собиратель живописи, и сделал заказ художнику.
По другой версии, эта картина — уважения художника к творчеству поэта, т. к. работа была написана к 85-летию со дня Майкова. Творчество художника Н.В. Мещерина и поэта А.Н. Майкова созвучно: оба тонко понимали и преданно любили русскую природу.
В 1897 г. богатый наследник и успешный московский предприниматель, выходец из патриархальной купеческой семьи, сын основателя Даниловской мануфактуры В.Е. Мещерина, 33-летний Николай Мещерин круто изменил свою судьбу. Он оставил процветающий семейный бизнес, передал бразды правления брату Михаилу и сбежал подальше от мира московской суеты, больших денег и власти, уединившись в тиши уютной загородной усадьбы Дугино, решив посвятить себя живописи. К изобразительному искусству Николай Васильевич пришел через увлечение фотографией, успешно освоив эту весьма экзотическую и дорогую по тем временам технику. За фотографией последовали картины из трав и цветов, а в начале 1890-х годов Н.В. Мещерин приступил к занятиям живописью. Систематического художественного образования он не получил, ограничившись частными уроками. Художник Василий Переплётчиков, товарищ Николая Мещерина по Московской практической академии коммерческих наук, был его первым наставником, а позже и биографом. Кроме того, уроки рисования Н. Мещерин брал у А. Корина, М. Аладжалова, а И. Грабарь, изучавший европейское искусство, знакомил друга с техникой раздельного мазка, новыми способами передачи цвета и света. В усадьбе Дугино гостили и другие художники — А. Васнецов, И. Левитан, А. Степанов, С. Малютин, и под их чутким руководством бывший предприниматель овладел искусством живописи, быстро перешагнув стадию дилетантизма.
Вместе с друзьями-художниками Н. Мещерин был участником регулярных показов Московского общества любителей художеств, Товарищества передвижных художественных выставок, экспозиций журнала «Мир искусства» и Союза русских художников. Он стал популярен у известных коллекционеров и уважаем в среде профессионалов. Картины Николая Васильевича были оценены и критиками, и собирателями искусства, воспроизводились в журналах и альманахах.
Время оказалось не слишком благосклонным к произведениям живописца: в истории искусств он так и остался в тени знаменитых гостей своей усадьбы. В музеях России живописные полотна Н.В. Мещерина большая редкость.
По другой версии, эта картина — уважения художника к творчеству поэта, т. к. работа была написана к 85-летию со дня Майкова. Творчество художника Н.В. Мещерина и поэта А.Н. Майкова созвучно: оба тонко понимали и преданно любили русскую природу.
В 1897 г. богатый наследник и успешный московский предприниматель, выходец из патриархальной купеческой семьи, сын основателя Даниловской мануфактуры В.Е. Мещерина, 33-летний Николай Мещерин круто изменил свою судьбу. Он оставил процветающий семейный бизнес, передал бразды правления брату Михаилу и сбежал подальше от мира московской суеты, больших денег и власти, уединившись в тиши уютной загородной усадьбы Дугино, решив посвятить себя живописи. К изобразительному искусству Николай Васильевич пришел через увлечение фотографией, успешно освоив эту весьма экзотическую и дорогую по тем временам технику. За фотографией последовали картины из трав и цветов, а в начале 1890-х годов Н.В. Мещерин приступил к занятиям живописью. Систематического художественного образования он не получил, ограничившись частными уроками. Художник Василий Переплётчиков, товарищ Николая Мещерина по Московской практической академии коммерческих наук, был его первым наставником, а позже и биографом. Кроме того, уроки рисования Н. Мещерин брал у А. Корина, М. Аладжалова, а И. Грабарь, изучавший европейское искусство, знакомил друга с техникой раздельного мазка, новыми способами передачи цвета и света. В усадьбе Дугино гостили и другие художники — А. Васнецов, И. Левитан, А. Степанов, С. Малютин, и под их чутким руководством бывший предприниматель овладел искусством живописи, быстро перешагнув стадию дилетантизма.
Вместе с друзьями-художниками Н. Мещерин был участником регулярных показов Московского общества любителей художеств, Товарищества передвижных художественных выставок, экспозиций журнала «Мир искусства» и Союза русских художников. Он стал популярен у известных коллекционеров и уважаем в среде профессионалов. Картины Николая Васильевича были оценены и критиками, и собирателями искусства, воспроизводились в журналах и альманахах.
Время оказалось не слишком благосклонным к произведениям живописца: в истории искусств он так и остался в тени знаменитых гостей своей усадьбы. В музеях России живописные полотна Н.В. Мещерина большая редкость.