Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

To see AR mode in action:

1. Install ARTEFACT app for iOS or Android;

2. Find the exhibition «»

3. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the exhibit;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

М.Ф. Кшесинская

Dimensions
22,7x13,7 cm
Technique
бумага, картон, фотопечать, сепия
6
Open in app
#1
М.Ф. Кшесинская
#2
Имя балерины Матильды Феликсовны Кшесинской не без причин окружено атмосферой скандала. Любовница последнего русского царя, в бытность его наследником, и двух великих князей, эта женщина, несомненно, занимает место в ряду роковых героинь истории. Подобно многим из таких героинь, она отнюдь не была красавицей. Небольшого роста, крепкая, темноволосая, с узкой талией и мускулистыми, почти атлетическими ногами, она смотрит с фотографий начала века живым и вызывающим взором.

Трудно сравнивать ее с другими известными танцовщицами-современницами. Она и близко не подходила к Т.П. Карсавиной с ее безупречной красотой, уступала миловидности В.А. Трефиловой и Л.Г. Кякшт. В ней не было ни утонченности, ни гениального порыва А.П. Павловой, заменявших великой танцовщице красоту. Пикантность, кокетливость, шик больше всего объясняли секрет сценического обаяния Кшесинской.
 
Главными же козырями в крупной игре танцовщицы были энергия, сила воли, практицизм и удивительное знание тайных пружин своего времени. Это позволяло ей оставаться фактической хозяйкой на петербургской балетной сцене и решать там многое, вплоть до вопросов текущего репертуара.
#4
Дарственная надпись на фото
#9
Кшесинская и Павлова — воспитанницы одной и той же школы, одних и тех же учителей — выглядят актрисами разных эпох на фотографиях середины 1900-х годов. Собственно, разница возникает после 1904 года, то есть после первых гастролей Айседоры Дункан в России. Облик Павловой изменяется от снимка к снимку. Ее тело становится все более свободным и гибким, подчиняя своим движениям складки костюма.

Голова закинута, волосы небрежно подколоты, может быть просто распущены, губы вдохновенно полураскрыты или скорбно сжаты. Руки порывисто взлетают, охватывают пугливо плечи, тревожно прижимаются к груди. Ноги иной раз совсем нарушают канон классической школы, словно импровизируя в звуках неслышимой музыки. Даже спокойная поза лишена статики, передавая только вот этот миг нестойкого, текучего времени. Облик Кшесинской всегда неизменен, какова бы ни была роль. Голова наклонена вбок, волосы — будь то хоть египетская царевна, хоть бродячая цыганка — аккуратно завиты, уложены по моде. Шея украшена бриллиантовым ожерельем. Торс схвачен тугим корсетом. Руки фиксируют заданную позу. Ноги выворотно закрепляют четвертую или пятую позицию экзерсиса. Идеал неподвижно застывшего времени передан в устойчивой, законченной форме.

Неизменными оставались и страсти тщательно разученной роли. Павлова расточала душевные силы, перевоплощаясь в Никию или Жизель, в Лебедя или героиню «Ночи» Рубинштейна, превращая концертный номер каждый раз в новый спектакль. У Кшесинской лукавство Лизы, гордость Аспиччии, горе Эсмеральды могли быть сыграны сегодня хуже, завтра лучше, но во всех столь разных ролях она оставалась собою — прима-балериной императорской сцены. Смятенному поиску противостояла незыблемость старых норм. Великая танцовщица-актриса и блистательная премьерша-виртуозка в одной и той же роли демонстрировали не просто различие индивидуальностей и личных вкусов. Век нынешний и век минувший сталкивались в их искусстве, обнажая антагонизм творческих идей, непримиримость эстетических позиций. И обе умели одерживать победы, заставляя сторонников чужого лагеря ценить силу противника.
В.М. Красовская. Матильда Кшесинская. Легенды русского балета
#3
В коллекции И.Ф. Манасевича-Мануйлова было несколько автографов М. Кшесинской.
#5
М.Ф. Кшесинская. Скульптура работы Трубецкого (с автографом М.Ф. Кшесинской). Фотоателье «К.К. Булла», Санкт-Петербург. Не ранее 1910 года. В левом верхнем углу фото автограф М.Ф. Кшесинской
#6
По словам директора Императорских театров князя С.М. Волконского, вышедшего в отставку из-за каприза Кшесинской, Николай II по просьбе Кшесинской вмешивался в мелочные подробности балетного репертуара и даже распределения ролей. Это было всегда ради удовлетворения какого-нибудь желания Кшесинской; это всегда сопровождалось какою-нибудь несправедливостью по отношению к какой-нибудь другой танцовщице.
#11
Автограф М.Ф. Кшесинской
#7
В 1958 году балетная труппа Большого театра приехала в Париж. Хотя я не хожу больше никуда, деля свое время между домом и танцевальной студией, где зарабатываю, чтобы жить, я сделала исключение и пошла в Оперу посмотреть русских. Я плакала от счастья. Это был тот же балет, который я видела более сорока лет назад, обладатель того же духа и тех же традиций. Разумеется, техника далеко шагнула вперед и заслуживает нашего уважения. Вдобавок, она направлена не на то, чтобы ослеплять, а на то, чтобы чаровать и возвышать. Россия способна, как никто, сочетать технику и вдохновение.
М.Ф. Кшесинская
#10
Посмотреть в Госкаталоге
read morehide

М.Ф. Кшесинская

Dimensions
22,7x13,7 cm
Technique
бумага, картон, фотопечать, сепия
6
Point your smartphone camera to open in the app
Share
VkontakteOdnoklassnikiTelegram
Share on my website
Copy linkCopied
Copy
Open in app
To see AR mode in action:
  1. Install ARTEFACT app for 
  2. iOS or Android;
  3. Find and download the «Paintings in Details» exhibition
  4. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the painting;
  5. Watch what happens on your phone screen whilst you flip through the pictures.
 
We use Cookies
Cookies on the Artefact Website. We use cookies to ensure that we give you the best experience on our website. If you continue without changing your settings, we'll assume that you are happy to receive all cookies on the Artefact website. However, if you would like to, you can change your cookie settings at any time.
Подробнее об использованииСкрыть
Content is available only in Russian
%title%%type%