Перед нами увенчанная «рожками» маска-личина, выполненная мастером этнической группы марка, живущих на территории Республики Мали и Буркина-Фасо в Западной Африке. Марка являются частью сонинке, которые с XVII века занимались посреднической торговлей между племенами Сахеля и туарегами.
Маска-личина
Dimensions
44,5х20,5х12,5 см cm
Technique
дерево, латунь листовая, резьба, долбление, сверление, чеканка, оковка
Collection
Exhibition
18
Open in app#1
Маска-личина
#2
#3
Республика Мали на карте мира
Мы очень немного знаем о марка — их культура, как и культура других этносов Мали и Буркина-Фасо, изучена еще очень плохо. Традиции и искусство западноафриканских этносов сильно отличаются от региона к региону и от деревни к деревне, поэтому их изучение требует многолетней кропотливой работы.
Рогатые маски марка типологически близки маскам общества Ндомо у бамбара, связанного с обрядами мужской инициации и общей идеей взросления мальчиков.
#7
Маска Ндомо бамбара участвует в ритуальных танцах и церемониях, обычно проводимых после сбора урожая. Появляется она и на фестивалях, где собираются жители деревень со всей округи, а также маски Ндомо можно увидеть во время театрализованных представлений котеба.
Маска Ндомо танцует перед аудиторией в костюме, который состоит из тканых рубахи и штанов. Рукава и штанины должны быть такой длины, чтобы полностью закрывать ладони и ступни танцора — в его образе ничто не должно напоминать зрителям человека, односельчанина, которого все жители деревни знают в обычной жизни. Костюм маски Ндомо может быть белого или коричневого цвета. Важным качеством маски Ндомо является эстетическая привлекательность образа — маска должна быть красивой, а движения танцора слаженными и точными.
#8
Вероятно, маска Ндомо у марка имеет схожие функции и также служит «руководителем» обрядов инициации мальчиков, который включает в себя церемонию обрезания и ряд испытаний. Известно однако, что способ ношения масок Ндомо различается: бамбара надевают маску так, что она полностью закрывает лицо, а марка носят маски, сдвигая их на лоб. Таким образом, по способу ношения они напоминают шлемовидный тип масок.
Маска была передана Государственному музею Востока советским дипломатом, побывавшим в Республике Мали. Во время своего визита владелец посетил г. Сан, где и приобрел маску у местных торговцев. Обстоятельства покупки заставляют усомниться в том, что маска в действительности участвовала в ритуалах. Однако известно, что, вне столичного художественного рынка, маски, предназначенные для продажи, создают те же мастера, что выполняют маски для ритуалов. Таким образом, высокие художественные достоинства предмета позволяют рассматривать его как отличный пример традиционного творчества мастеров марка, связанного с традицией изготовления ритуальных масок.
Пример шлемовидной маски из коллекции Государственного музея Востока. Маска-шлем тайного общества «Занде». Сьерра-Леоне 1960-e гг.
read morehide
Маска-личина
Dimensions
44,5х20,5х12,5 см cm
Technique
дерево, латунь листовая, резьба, долбление, сверление, чеканка, оковка
Collection
Exhibition
18
Point your smartphone camera to open in the app
Open in app
Share