5-струнный (1 струна мелодическая, 4 бурдонные) 24-клавишный инструмент. Корпус гитарообразной формы. Дека, дно, обечайки и тангентная коробка из красного дерева. Колесо, колковый ящик, заканчивающийся резной женской головой, и верхний блок — из клена. По краю деки окантовка из чередующихся кусочков, полосок черного дерева и слоновой кости, соединенных на косую фугу. 14 тангент черного дерева (нижний ряд) и 10 тангент слоновой кости (верхний ряд). Виндлаза с клапанным механизмом: 24 трубы помещаются в полости между тангентной коробкой и декой. Струнодержатель и крышки тангентной коробки фанерованы черным деревом с инкрустированными полосками слоновой кости. 5 колков из почерненного дерева.
Лира колесная с органом (Vielle organisée)
Dimensions
75,5х30х21 см cm
Technique
кость слоновая, фанеровка, дерево, инкрустация, резьба
Collection
Exhibition
17
Open in app#7
Неизвестный мастер
Лира колесная с органом (Vielle organisée)
#2
#3
Грёз Жан-Батист (Автор оригинала),
Алиме Жак (Автор гравюры).
Обучение маленького савойяра. Вторая половина XVIII в. Гравюра резцом, бумага
Алиме Жак (Автор гравюры).
Обучение маленького савойяра. Вторая половина XVIII в. Гравюра резцом, бумага
Первые сведения о лире колесной датируются X в. Тогда она была известна под названием «органиструм». Этот инструмент имел внушительные размеры и предназначался для игры усилиями двух музыкантов — один крутил колесо, другой отвечал за манипуляции с клавишами двуручной клавиатуры. В XIII в. на инструменте, называвшемся к тому времени «симфония», стало возможным играть одному музыканту. К XIV в. лира обрела статус инструмента, популярного среди низших слоев общества. И только однажды — в XVIII в. во Франции, где ее называли вьелью колесной, инструментом заинтересовалась аристократия.
#6
Вьель оформилась в конструктивно выверенный, тщательно изготавливаемый и богато декорируемый инструмент. Столь же модной стала тогда и вьель с органом (vielle organisée) — традиционная лира колесная, в корпусе которой монтировался также портативный орган и мехи. Инструмент был сконструирован так, что клавиатура позволяла играть то на вьели, то на органе, то смешивать их звучание воедино. В конечном итоге на вьель обратили внимание композиторы, создав ряд сочинений и обеспечив ей, тем самым, место в истории письменной музыкальной культуры.
#9
Любопытно, что к XVIII веку сложилось занятное разделение: в Восточной Европе это был народный инструмент (чаще всего бродячих музыкантов), а, например, во Франции умение играть на вьеле считалось признаком хорошего тона среди аристократии.
В России колёсная лира появилась примерно в XVII–XVIII веках. Под её аккомпанемент странники или, как их нередко называли, калики перехожие пели баллады и духовные стихи. Есть свидетельства, что исполнители-лирники бродили по дорогам вплоть до 40-х годов XX века. Со временем инструмент был забыт. Сейчас энтузиасты возрождают традиции его изготовления и осваивают игру на нём. Колёсная лира подчас сама становится настоящим произведением искусства — её корпус нередко декорируется изысканной резьбой. У мастеров есть много секретов изготовления удивительных инструментов.
В России колёсная лира появилась примерно в XVII–XVIII веках. Под её аккомпанемент странники или, как их нередко называли, калики перехожие пели баллады и духовные стихи. Есть свидетельства, что исполнители-лирники бродили по дорогам вплоть до 40-х годов XX века. Со временем инструмент был забыт. Сейчас энтузиасты возрождают традиции его изготовления и осваивают игру на нём. Колёсная лира подчас сама становится настоящим произведением искусства — её корпус нередко декорируется изысканной резьбой. У мастеров есть много секретов изготовления удивительных инструментов.
#5
Клавишная коробка лиры в открытом и закрытом виде
#8
СПбГМТиМИ
read morehide
Лира колесная с органом (Vielle organisée)
Dimensions
75,5х30х21 см cm
Technique
кость слоновая, фанеровка, дерево, инкрустация, резьба
Collection
Exhibition
17
Point your smartphone camera to open in the app
Open in app
Share