Мысль о том, что в мире «нет виноватых», положенная в основу замысла рассказа «Кто убийцы? Павел Кудряш», занимала Толстого давно. Еще 3 марта 1863 г. он записал в Дневнике:
#1
Толстой Л.Н.
Первый набросок рассказа «Кто убийцы? Павел Кудряш»
#4
#5
«Идеал есть гармония. Одно искусство чувствует это. Только то настоящее, которое берет себе девизом: нет в мире виноватых» (т. 48, стр. 53)
#2
Заглавие: <Убийцы.> Нет виноватых.
Начало.: Они все восьмеро уже 2й месяц сидели в тюрьме и ждали суда и решения. Решение могло быть только одно: насильственная смерть — <удавить за шею веревками>…
Начало.: Они все восьмеро уже 2й месяц сидели в тюрьме и ждали суда и решения. Решение могло быть только одно: насильственная смерть — <удавить за шею веревками>…
#6
6 мая 1908 г. Толстой, в связи с разговором о казнях, сказал: «Мне вот именно, если бог приведет, хотелось бы показать в моей работе, что виноватых нет. Как этот председатель суда, который подписывает приговор, как этот палач, который вешает, как они естественно были приведены к этому положению, так же естественно, как мы теперь тут сидим и пьем чай, в то время, как многие зябнут и мокнут».
До декабря 1908 г. Толстой не пытался осуществить свой замысел. 14 декабря он записал в Дневнике: «Думаю о художественном, и как будто нарождается» (т. 56, стр. 163); а С. А. Толстая 16 декабря отметила в своем «Ежедневнике»: «Лев Николаевич… усиленно собирает материал о казнях, о революционерах, о процессах и т. п. Зачем? Еще не знаю» (ГМТ).
Материалы эти нужны были Толстому для его рассказа, который он начал писать 17 декабря, то есть на другой день после записи С. А. Толстой. 18 декабря он занес в Дневник: «Перебираю художественное. Казалось бы, могу. Написал очень озлобленное предисловие и негодящееся начало» (т. 56, стр. 165).
До декабря 1908 г. Толстой не пытался осуществить свой замысел. 14 декабря он записал в Дневнике: «Думаю о художественном, и как будто нарождается» (т. 56, стр. 163); а С. А. Толстая 16 декабря отметила в своем «Ежедневнике»: «Лев Николаевич… усиленно собирает материал о казнях, о революционерах, о процессах и т. п. Зачем? Еще не знаю» (ГМТ).
Материалы эти нужны были Толстому для его рассказа, который он начал писать 17 декабря, то есть на другой день после записи С. А. Толстой. 18 декабря он занес в Дневник: «Перебираю художественное. Казалось бы, могу. Написал очень озлобленное предисловие и негодящееся начало» (т. 56, стр. 165).
#7
«Сегодня я вступила в прежнюю должность — переписывала новое художественное произведение Льва Николаевича, только что написанное.
Тема — революционеры, казни и происхождение всего этого. … И, вероятно, дальше будет опоэтизирована революция, которой, как ни прикрывайся христианством, Л.Н. несомненно сочувствует, — ненавидит всё, что высоко поставлено судьбой и что — власть».
Тема — революционеры, казни и происхождение всего этого. … И, вероятно, дальше будет опоэтизирована революция, которой, как ни прикрывайся христианством, Л.Н. несомненно сочувствует, — ненавидит всё, что высоко поставлено судьбой и что — власть».
С.А. Толстая. Дневники в двух томах. Том второй. 1901 — 1910. М., 1978, с. 118–119
read morehide
0
Point your smartphone camera to open in the app
Open in app
Share