Плетение из природного материала растительного происхождения — один из древнейших навыков, ставших когда-то серьезным и всемирно распространенным ремеслом. Самым популярным материалом для этой работы был рогоз. Из его корневищ готовили различные приправы, добывали муку, поджаренные корни растения могли заменять даже кофе. Рогозом покрывали крыши изб, шалаши, его укладывали в телеги. Не могли обойтись без этого материала и хозяйки.
Из растения плели рыбацкие маты, ульи, циновки. Последние так и звали «рогожами». Заготовкой рогоза занимались с июля по октябрь. Резали его серповидными резаками — «терпанами» или укороченными косами. Листья раскладывали на помосте для просушки, которая могла длиться до трех недель. Сушили рогоз не расщепляя на листья, стоя в снопиках, которые потом держали в сухих, хорошо проветриваемых помещениях. В таких условиях они могли храниться в течение нескольких лет.
Перед плетением очищенные и отсортированные стебли и листья растения клали в холодную воду минут на двадцать, затем приступали к работе. Существовали разнообразные способы рогожного плетения, некоторые из которых сегодня осваиваются заново современными мастерами.
П.Ф. Гладких — мастер по плетению изделий из этой болотной травы. Много сил и времени она отдает изучению народных традиций и промыслов. Разработала свою методику плетения из рогоза.
Ее удивительные работы можно увидеть на выставках-ярмарках мастеров Алтайского края, а так же всероссийских и международных форумах народного творчества.
Щеткой-«рогожкой» белили жилища, а «хвощанку» — пучок рогоза — использовали для мытья деревянных полов.
Из растения плели рыбацкие маты, ульи, циновки. Последние так и звали «рогожами». Заготовкой рогоза занимались с июля по октябрь. Резали его серповидными резаками — «терпанами» или укороченными косами. Листья раскладывали на помосте для просушки, которая могла длиться до трех недель. Сушили рогоз не расщепляя на листья, стоя в снопиках, которые потом держали в сухих, хорошо проветриваемых помещениях. В таких условиях они могли храниться в течение нескольких лет.
Перед плетением очищенные и отсортированные стебли и листья растения клали в холодную воду минут на двадцать, затем приступали к работе. Существовали разнообразные способы рогожного плетения, некоторые из которых сегодня осваиваются заново современными мастерами.
В последнее время поделки, сделанные своими руками, ценятся все больше и больше. В наш век роботов и конвейерного производства соорудить красивую вещь, которая будет добротной и радующей глаз своим внешним видом, может далеко не каждый. А вдохнуть жизнь в тоненький листик рогоза, создать из него настоящий шедевр способен только умелец с золотыми руками и верным глазом.
П.Ф. Гладких — мастер по плетению изделий из этой болотной травы. Много сил и времени она отдает изучению народных традиций и промыслов. Разработала свою методику плетения из рогоза.
В волшебных руках Полины Федоровны листья этого обычного растения превращаются в настоящие произведения искусства: куклы и шкатулки, корзинки и сумочки, шляпки и панно.
Ее удивительные работы можно увидеть на выставках-ярмарках мастеров Алтайского края, а так же всероссийских и международных форумах народного творчества.