На протяжении ста лет, фактически до конца 19-го века, мчались по дорогам России ямщицкие тройки, оглашая окрестности заливистым звоном колокольчиков и бубенцов, подвешенных под дугой конской упряжи.
Русская тройка стала признанным и ярким символом нашего государства, а почтовая гоньба разудалых ямщиков была воспета поэтами во многих прекрасных романсах и стихотворениях, художниками в картинах.
В нашей небольшой коллекции поддужных колокольчиков хранится очень интересный экспонат, бронзовый колокольчик, отлитый в городе Слободском Вятской губернии.
На колокольчике один пояс без орнамента. По краю юбочки надпись: «1877/Братья Поповы въ Слободскомъ». Надпись располагается в одну строку, венчает ее рельефный валик, как бы визуально отделяя ее от тулова. По своей форме весьма близок к форме колокольчика «Дар Валдая».
Новый рассвет литейно-колокольного производства в Слободском начался с 1870-х годов и был связан с именами мастеров Поповых, Ситниковых и Желваковых.
Мещанин Егор Михайлович Попов и его братья Иван, Николай и Гаврила имели медносамоварное заведение, где, кроме самоваров и медной домашней утвари, отливали колокольчики. Один из таких колокольчиков представлен в коллекции нашего музея.
В Слободском Вятской губернии промысел литья ямских колокольчиков был часто делом семейным, и секреты его передавались из поколения в поколение. Колокольчики братьев Поповых, датированные 1848 годом, имеющие прекрасное звучание были изящной работы, менее плотные, чем их предшественников. и вновь с разрывом в 30 лет появляется продукция, подписанная братьями Поповыми (Егор, Иван, Николай, Гаврила) — 1876 –1879. Чувствуется преемственность и передача секретов, химии металлов, физических величин, традиций литья.
Создание новой формы ямского (дужного) колокольчика — творческая работа, как модельщика, так и формовщика, литейщика. Иногда все эти этапы производства выполняло одно и то же лицо. Эта работа состоит в гармоничном и оригинальном подборе по геометрии и пропорциям частей, составляющих физическое тело колокольчика. Талантливые слободские мастера, работая десятилетиями над этой задачей, выработали оригинальные изделия со своим собственным «лицом», что более века были востребованы на обширном рынке этой аналогичной продукции, выдерживали конкуренцию, были любимы народом. Имея свой собственный, легко узнаваемый образ, пользовались неизменным спросом, поскольку были дешевле, чем в других регионах, десятилетием исправно выполняли задачи сигнальных устройств, радовали людей своей красотой, звучностью, износоустойчивостью.
Причины затухания производства связаны с причинами вырождения почтовых трактов. Они утратили свое значение в связи с появлением и распространением железных дорог во второй половине XIX в.
Село Абатское находится на старом Сибирском тракте, поэтому особенно хочется отметить, что если на Валдае (территория главного потового тракта, связывавшего Москву и Петербург) литье колокольчиков продолжалось до конца IXX века, то судьба тракта Москва-Тобольск складывалась по иному. Дело в том, что в силу ряда причин железные дороги заменили, да и то постепенно, лишь его отдельные участки. Так, в 1862 г. была открыта железная дорога Москва — Владимир — Нижний Новгород, в 1878 г. — Пермь — Чусовая — Екатеринбург, в 1885 г. — Екатеринбург — Тюмень, в 1909 г. — Пермь — Кунгур — Екатеринбург (второй путь из Перми в Екатеринбург). А железная дорога — Москва — Казань — Свердловск (Екатеринбург) была закончена только в 1924 г. Таким образом, старый Сибирский почтовый тракт распадался постепенно. Поэтому и производство поддужных колокольчиков в Пурехе и Слободском продолжалось вплоть до начала XX в. Окончательный удар промыслу был нанесен первой мировой войной.
Русская тройка стала признанным и ярким символом нашего государства, а почтовая гоньба разудалых ямщиков была воспета поэтами во многих прекрасных романсах и стихотворениях, художниками в картинах.
В нашей небольшой коллекции поддужных колокольчиков хранится очень интересный экспонат, бронзовый колокольчик, отлитый в городе Слободском Вятской губернии.
На колокольчике один пояс без орнамента. По краю юбочки надпись: «1877/Братья Поповы въ Слободскомъ». Надпись располагается в одну строку, венчает ее рельефный валик, как бы визуально отделяя ее от тулова. По своей форме весьма близок к форме колокольчика «Дар Валдая».
Новый рассвет литейно-колокольного производства в Слободском начался с 1870-х годов и был связан с именами мастеров Поповых, Ситниковых и Желваковых.
Мещанин Егор Михайлович Попов и его братья Иван, Николай и Гаврила имели медносамоварное заведение, где, кроме самоваров и медной домашней утвари, отливали колокольчики. Один из таких колокольчиков представлен в коллекции нашего музея.
В Слободском Вятской губернии промысел литья ямских колокольчиков был часто делом семейным, и секреты его передавались из поколения в поколение. Колокольчики братьев Поповых, датированные 1848 годом, имеющие прекрасное звучание были изящной работы, менее плотные, чем их предшественников. и вновь с разрывом в 30 лет появляется продукция, подписанная братьями Поповыми (Егор, Иван, Николай, Гаврила) — 1876 –1879. Чувствуется преемственность и передача секретов, химии металлов, физических величин, традиций литья.
Создание новой формы ямского (дужного) колокольчика — творческая работа, как модельщика, так и формовщика, литейщика. Иногда все эти этапы производства выполняло одно и то же лицо. Эта работа состоит в гармоничном и оригинальном подборе по геометрии и пропорциям частей, составляющих физическое тело колокольчика. Талантливые слободские мастера, работая десятилетиями над этой задачей, выработали оригинальные изделия со своим собственным «лицом», что более века были востребованы на обширном рынке этой аналогичной продукции, выдерживали конкуренцию, были любимы народом. Имея свой собственный, легко узнаваемый образ, пользовались неизменным спросом, поскольку были дешевле, чем в других регионах, десятилетием исправно выполняли задачи сигнальных устройств, радовали людей своей красотой, звучностью, износоустойчивостью.
Причины затухания производства связаны с причинами вырождения почтовых трактов. Они утратили свое значение в связи с появлением и распространением железных дорог во второй половине XIX в.
Село Абатское находится на старом Сибирском тракте, поэтому особенно хочется отметить, что если на Валдае (территория главного потового тракта, связывавшего Москву и Петербург) литье колокольчиков продолжалось до конца IXX века, то судьба тракта Москва-Тобольск складывалась по иному. Дело в том, что в силу ряда причин железные дороги заменили, да и то постепенно, лишь его отдельные участки. Так, в 1862 г. была открыта железная дорога Москва — Владимир — Нижний Новгород, в 1878 г. — Пермь — Чусовая — Екатеринбург, в 1885 г. — Екатеринбург — Тюмень, в 1909 г. — Пермь — Кунгур — Екатеринбург (второй путь из Перми в Екатеринбург). А железная дорога — Москва — Казань — Свердловск (Екатеринбург) была закончена только в 1924 г. Таким образом, старый Сибирский почтовый тракт распадался постепенно. Поэтому и производство поддужных колокольчиков в Пурехе и Слободском продолжалось вплоть до начала XX в. Окончательный удар промыслу был нанесен первой мировой войной.